Бурзянская бортевая пчела занесена в Красную книгу Республики Башкортостан. Вероятно, прочитав первое предложение, читатель задается вопросом о предмете статьи. На самом деле, реальность такова, что современный творец подобен краснокнижному животному – уникален, редок и самобытен в своем видении мира.
Незаметное, но важное
Искусство сегодня сконцентрировано на объекте непримечательном, но значимом. Именно следуя этому порыву, художник Евгения Васильева (EVA) представила свою коллекцию картин под названием «Бурзянская пчела». По словам самой Евгении, эта тема привлекала ее давно: незаметное, но невероятно важное насекомое является символом кропотливого и тяжелого труда. Выставка открылась 1 февраля в Национальном музее Республики Башкортостан и меньше чем за неделю успела привлечь внимание сотен посетителей и представителей СМИ.
Отзывы об экспозиции получились разнообразными – у каждого свой взгляд на труд художника, но концепция и проблемы, поднятые автором, нашли отклик в душе как новоиспеченного зрителя, так и давнего поклонника творчества Васильевой:
«Я коллекционирую работы Евгении, начиная с 2010 года. Изначально они меня заинтересовали своей уникальностью с точки зрения масштаба личности художника. Но потом они стали жить своей жизнью благодаря новому контексту и новому времени проживания. Интересно, что с годами работы Евгении не перестают удивлять своей неожиданностью. Как и перформанс «Тапочки», они всегда ироничны и содержат в себе множество смыслов. В частности, пчела Евгении все так же неутомимо танцует и развлекает зрителя своим природным даром создавать благо. Именно благо становится главным стержнем проекта «Бурзянская пчела». Именно во благо снег падает на поля и луга в новом проекте Евгении Васильевой, в национальном музее Республики Башкортостан, где проживает неутомимая и веселая пчела Евы», - резюмировал президент и генеральный директор Фонда «Будущее Родины» Кюри Усманов.
Глубоко символично
По словам посетителей, выставка очаровывает с первых же экспонатов – они буквально выхватывают зрителя из толпы, акцентируя внимание на содержательном пласте посредством визуализации заявленной темы. Причин такого эффекта несколько, но, пожалуй, ведущими являются актуальность и непосредственный подход художницы к воплощению идеи.
В своем творчестве Евгения является приверженцем направления ScienceArt. Каждая работа представляет собой компиляцию человека-творца и человека-ученого. Тесное переплетение современных технологий с выразительными средствами позволяет воплотить в жизнь художественный образ и сделать его всеобъемлющим и реалистичным.
Многогранное и «сквозное» видение природы Башкирии в совокупности выводят на первый план «виновницу» экспозиции – пчелу. Это символ труда, коллективизма и жизни в малейшей сущности. Такая интерпретация животного – дань уважения как природе, так и человеку, который в ней находится. Художественное видение пчелиного образа делает выставку легкой для понимания, но при этом очень яркой и острой. В данном случае пчела – это одновременно свободное животное, обремененный трудом человек и бушующий мир, заключенные в маленьком теле.
«Евгению Васильеву я знаю прежде всего как свою коллегу, с которой я училась в МГУ, на факультете искусств. Меня всегда удивляла ее работа над проектами с какими-то масштабными философскими терминами или понятиями. Такими как катарсис, иноземье, линии коммуникаций… В Башкортостане проект привлёк мое внимание своим названием - «Бурзянская пчела». Казалось бы, нет того масштаба, к которому мы уже привыкли в философских проектах Евгении. Но нет, узнаём знакомый почерк: выставка призывает обратить внимание на малые организмы или структуры, защищать которые ввиду их хрупкости и ранимости необходимо человеку. Проект даёт нам силы и вдохновение жить творить и мечтать. Благодаря чувству любви, заложенному в работах, зритель невольно становится соучастником дела добра, терпения и трудолюбия. Выставка Евгении Васильевой призывает сохранять природу, любить друг друга и быть мудрее», – прокомментировала президент Фонда «Русские меценаты», кандидат юридических наук Юлия Вербицкая (Линник).
«Симбиоз природного естества и прогресса»
Помимо символизма, выставка цепляет разноплановостью работ – это и живопись, и графика, и фото, и скульптура. Охват создает ощущение полного погружения в мир, каким его видит автор. Демонстрация восприятия под другим углом погружает зрителя в новый мир, где на первом плане природа в ее первозданном виде.
Метафора художницы понятна каждому чуткому зрителю – контрастное изображение мира маленького насекомого посредствам больших масштабов. В каждой работе Евгении демонстрируется основная мысль выставки: даже в самом маленьком существе заключен невероятный дух, сила и гармония. Самая, на первый взгляд, незначительная тварь Божья может быть настоящим примером труда, усердия и воли.
«В прошлом году в нашем родном городе Санкт-Петербурге прошла выставка Евгении Васильевой «Весна». В этом году у нас в России новое событие: выставка «Бурзянская пчела». Проходит она в Башкортостане, где соседствуют уникальные природные явления и рождаются удивительные растения и образы. Именно здесь проживает бурзянская пчела. Которая, как и сама Евгения, сумела выжить в сложных жизненных обстоятельствах. Которая благодаря своему труду и выносливости смогла производить лучший в мире, по своим полезным свойствам, мёд. Работы Евгении вдохновляют брать пример с этого маленького насекомого, которое несмотря на свою ничтожную физическую силу и вес обладает большим диапазоном достоинств: трудолюбием, выносливостью, терпением, способностью распределять роли в коллективе и производить уникальный продукт природы», – заявил художник-живописец, член-корреспондент российской академии художеств, член союза художников ЮНЕСКО Андрей Блиок.
В целом, выставка завораживает соей самобытностью, символизмом и тонким отражением действительности через художественные средства. Метод ScienceArt, выбранный художником Васильевой, также акцентирует внимание на актуальности проблемы – симбиоз технологического прогресса с естеством ради призыва к сохранению и созиданию мира в его даже малейших проявлениях.