Уже два года протодиакон Максим Коробицын из Уфы популяризирует забытую русскую традицию – исполняет духовные стихи под звуки колесной лиры. Когда-то таких, как он, на Руси было много: лирники ходили по селам, городам и монастырям и пели о том, что взывало к лучшим качествам человеческой души. В годы воинствующего атеизма на них устроили настоящие репрессии, и традицию удалось сломать. Уфимский священнослужитель говорит, что сейчас он мечтает если не возродить, то хотя бы рассказать о ней как можно большему количеству людей.
«Искал аккомпанемент»
Отец Максим, возможно, мог бы сейчас покорять крупнейшие сцены страны, а может быть и мира. Когда-то он учился в Уфимском институте искусств: сначала на актерском отделении, потом – на вокальном. Но в итоге сделал выбор в пользу духовного образования, и вот уже 27 лет служит в Церкви. Музыка из его жизни никуда не ушла. Помимо богослужебного пения, протодиакон исполняет собственные песни под гитару, дает небольшие концерты. В поисках дополнительного аккомпанемента для своих произведений он однажды и вспомнил о колесной лире.
«То, что такой музыкальный инструмент есть, я знал, – рассказывает отец Максим. – Помню, когда мне было лет 7-8, я видел фотографию музыканта с лирой в детской энциклопедии. Узнав, что под колесную лиру исполнялись духовные стихи, в Интернете нашел лекции Андрея Николаевича Котова. Он идейный вдохновитель лирного пения, самый известный в России исполнитель духовных стихов, уже много лет руководит ансамблем древнерусской духовной музыки "Сирин". Я засмотрел его лекции буквально до дыр, а потом решил сделать собственную программу – концерт-лекцию "Колесная лира и Русская духовная традиция". Кстати, оказалось, что тот музыкант из детской энциклопедии – это и был Андрей Котов. Так вот все закольцевалось».

Возраст – 1000 лет!
Для лиры используется древнейший способ религиозного пения – под непрерывно тянущийся тон «исон». Точных сведений, откуда произошел сам инструмент, нет, но считается, что его возраст составляет около 1000 лет. Первые прототипы зафиксированы в XI веке в Испании и Франции. Тогда лира была в разы больше современной – до 1,5 м в длину, называлась «органиструм», и играли на ней два человека.
«Изначально в Европе это был богослужебный инструмент, пока на смену ему не пришел орган, – рассказывает отец Максим. – Затем его освоили менестрели и сделали портативную версию, которую назвали «симфония». Позже ее подхватили нищие, бродяги и попрошайки – для них это был хороший способ заработать. Их помощником лира оставалась несколько веков подряд. А новая волна интереса к инструменту возникла во Франции в начале XVIII века. Аристократы тогда увлеклись пасторальным образом жизни: полюбили гулять в сельской местности, где как раз и бытовала лира, и сделали её модным инструментом. На колёсной лире исполняли инструментальную и танцевальную музыку. Для нее писали произведения композиторы, в том числе Моцарт, Вивальди».

Искусство слепых
В Российскую империю инструмент проник через Польшу, Украину и Белоруссию. Первые упоминания относятся к началу XVII века. Лиры распространились в юго-западной части империи. Но в отличие от Европы здесь их стали использовать исключительно для аккомпанемента духовным стихам.
Лирники были профессиональными музыкантами. Как правило, в ученики к ним отдавали мальчиков лет 10-11, у которых появлялись проблемы со зрением. Курс обучения продолжался 5-6 лет. Помимо обучения репертуару, лирник должен был хорошо знать Священное Писание и уметь ответить на вопросы верующих. Лет в 15-17 ученик сдавал экзамен. Он состоял из нескольких испытаний. Первое – спеть любой духовный стих из тех, что был в программе обучения, второе – на знание Евангелия. Третье называлось «сюжет»: импровизация на любую бытовую, жизненную ситуацию. После успешной сдачи экзамена учитель дарил ученику лиру. А затем ему выделялся участок для заработка – у каждого он был свой, заходить на чужую территорию было нельзя.
«Работа лирника была сезонной, – поясняет отец Максим. – Зимой он сидел дома, а с наступлением тепла брал инструмент и шел обходить свою территорию. Именно этим объясняется распространение традиции в южной части нашей страны».
О грехах и не только
Вообще, традиция духовных стихов на Руси была общенародной. Их пели и без каких-либо музыкальных инструментов. Те, что исполнялись под лиру, чаще всего были короткими, а из длинных брали, как бы сейчас сказали, «хитовые» фрагменты. Это было обусловлено тем, что лирник играл чаще всего для прохожих. Идущий по улице человек не стал бы выслушивать большие произведения.
«Стихи переписывали друг у друга, они были одни и те же, мотив – кто запомнит, кто нет, – поясняет уфимский лирник. – Хотя люди тогда жили в устной традиции, поэтому и мотивы запоминались на раз-два. Но если нет – ничего страшного. Поэтому в разных концах страны один и тот же духовный стих могли петь на свой мотив».
Самые древние духовные стихи (с XV в.) относятся к монастырской традиции. Их монахи записывали на полях певческих рукописей. В основном они были о личном, о покаянии. Но ученые-медиевисты нашли в текстах и реакцию насельников монастырей на общественные события.
«Например, есть стих "На воздвижение языческих статуй на Спасской башне Московского Кремля в лето 1625 года", – приводит пример протодиакон. – Речь шла об обнаженных херувимах, которых поставили итальянцы на этой башне, когда ее строили. Для русских людей того времени подобное было немыслимо. Фигурки, кстати, "одели", а через несколько лет и вовсе сняли».
Вторая большая категория – эпические духовные стихи. Они, по сути, стали продолжением былинной традиции и были посвящены любимым святым. Это было повествование об их жизни. Такие стихи были длинными, их исполняли сказители, а лирники пели фрагменты.
До наших дней дошли поздние духовные стихи – конца XIX века. Они написаны уже привычным для нас слогом. Авторами часто были дворяне, которые стихи писали обязательно – это входило в курс образования того времени. После отмены крепостного права было распространено «движение в народ». Дворяне издавали много копеечной литературы для крестьян, в которой были и духовные стихи.
«Потеряли культурный пласт»
В Европе любителей игры на лире до сих пор достаточно много, на Западе есть целые сообщества таких музыкантов. В России же традиция сохранялась до 30-х годов XX века, а после лирники исчезли.
«Советская власть обеспокоилась, что бродят по стране какие-то неблагонадёжные люди, поют непонятные поповские песни, – поясняет священнослужитель. – По одной из версий, в 1935 году в Харькове собрали всесоюзный съезд лирников и кобзарей. Три дня были конференции, концерты. Потом лирники разъехались и исчезли. Выжили только те, кто не приехал на съезд. Правда это ли нет, мы не знаем. Но есть неоспоримый факт: записи лирников из этнографических экспедиций можно по пальцам одной руки пересчитать, тогда как фольклор был записан самый разный. То есть был тот съезд или нет – об этом до сих пор идут споры, а то, что были репрессии – очевидно. Упоминания о последних лирниках относятся к 50-м годам, недавно появилась информация, что в 70-х кто-то встречал пару человек. После этого они пропали».
В наше время первым новым лирником в регионе довелось стать протодиакону Максиму. С октября прошлого года по благословению митрополита Уфимского и Башкортостанского Никона он дает концерты-лекции в церковных приходах.
Обидно, что такую хорошую традицию смогли сломать.— АиФ
«Нас разлучили с нашим духовным багажом. Я дожил до 50 лет, и не знал, что был такой целый культурный пласт: ведь наши предки до середины XX века не жили без этих духовных стихов. Их пели везде. А потом их взяли и отобрали у нашего народа. Мне стало обидно, что такую хорошую традицию смогли сломать. И захотелось рассказать о ней людям. Я специально иду именно к церковным общинам, к евхаристическим семьям, которые объединены Телом Христовым. Если кого-то зацепит этот материал, кто-то что-то выучит, предложит подруге спеть, третий подключится, это уже сплотит людей. Станет еще одним крючочком, который позволит нам держаться вместе, и традиция снова затеплится».
Совсем скоро творчество отца Максима Коробицына станет доступно и широкому кругу слушателей. В январе он закончил запись альбома «Колесная лира и Русская духовная традиция». С 25 апреля он будет доступен на всех цифровых площадках.
