Лет 10-15 назад столицу захватило новое явление - стрит-арт. Стены домов «украсили» непонятные надписи и рисунки. Городские власти сначала пытались бороться с этим явлением, замазывая творения. Но они уже на следующий день появлялись вновь. Тогда было решено пойти другим путем – легализовать такое творчество, предоставив возможность рисовать на выделенных стенах. Это, конечно, полностью не спасло от любителей прыснуть краской закорючки где попало и убежать. Но зато в городе стали появляться и граффити, действительно украсившие серые стены улиц.
Об особенностях уличного творчества беседуем с Артуром Нурадиновым - художником, работающим в этом направлении.
Красиво, но незаконно
Алексей Шушпанов: Как вы стали уличным художником?
Артур Нурадинов: Как-то раз с друзьями, в 2011 году, посмотрел фильм «Выход через сувенирную лавку». Это документальный фильм: режиссер и операторы в течение нескольких лет снимали на камеру обычные рабочие будни известного английского уличного художника Banksy. Этот фильм многих молодых, творческих людей вывел на улицу, в том числе и меня. Первый опыт в стрит-арте выполнен при помощи трафарета – это было изображение Джокера, заклятого врага Бэтмена из фильма «Тёмный рыцарь». Нанёс его на стену около Башгоспедуниверситета. Следующей работой стал «Рисующий мальчик», который украсил дом по ул. Достоевского. Подготовка к нанесению проводилась серьезнее, чем в первом случае. У сестры взял стремянку, друзья снимали весь процесс на камеру. Все шло тихо, работали всю ночь, оставалось только нанести тени, как вдруг подъехала полиция и задержала нас. Полицейские посмотрели на рисунок и сказали: «Красиво, конечно, но незаконно!» В результате мне выписали штраф за мелкое хулиганство!
- У вас есть специальное образование?
- Рисованием увлекался с детства. Первую персональную выставку организовал ещё в детсадовском возрасте. Первым набором красок, как сейчас помню, была акварель медовая. Затем в руки мне попалась гуашь, мама подарила. Это был уже совсем другой уровень! Рисуя гуашью на фанере, чувствовал себя настоящим профессионалом. Решил сделать персональную выставку в нашей квартире. Созвал соседей, знакомых, родных посмотреть на мои работы. И люди подыгрывали мне, поддерживали. В садике, помню, разрешали рисовать во время тихого часа. Примером аккуратности и дисциплины для меня был старший брат. Он очень кропотливо вырисовывал в тетради машины, трактора и другую технику. Если брался что-то изображать, выходило чётко, как чертёж по линеечке. У меня так не получалось. Почиркал в альбоме, не нравится, переворачивал, снова рисовал.
Следующий этап – художественная гимназия-интернат им. Давлеткильдеева. В начале пути обучения меня хорошо подтянул педагог Наиль Сулейманов, преподаватель по рисунку. Он постоянно говорил «скорость каравана измеряется по последнему верблюду», то есть группа должна быть сильна целиком. Он дал более полное представление о технике пастели.
После гимназии поступил в академию искусств им. Загира Исмагилова на отделение станковой графики. Камиль Губайдуллин был нашим самым главным педагогом. Обучил таким техникам, как офорт, линогравюра. Заставлял работать с одним листом: на чём начал рисунок, там и заверши работу. «Подклей, смой рисунок водой, если не получилось, - но закончи начатое», - говорил он. Порой, бывало, тёрли до дыр бумагу резинкой, прибавляли листы ватманов, если композиции не хватало.
Параллельно самостоятельно учился компьютерной графике. Она упрощает творческий процесс. Можно делать вещи, которые не так идеально получаются на холсте. Нарисованное на мониторе компьютера - тоже авторский проект.
Одно время занимался видеоиграми. Прорисовывал персонажей для мобильных игр, пока не закрылась единственная в Уфе игровая компания.
Все приобретённые в период учёбы навыки сегодня мне очень помогают.
К критике лоялен
- Уличное искусство вас кормит? Как на жизнь зарабатываете?
- После окончания в 2013 году академии устроился в рекламное агентство иллюстратором. Работал фрилансером или временно в разных студиях. Сотрудничал с разными художниками, иллюстраторами по творческим проектам. В рамках одного, например, оформили два фасада на ул. Менделеева. «Башкирскую красавицу» делали вместе с Викторией Антоновой и Тимуром Уразметовым. Это тот самый объект, вокруг которого возникли споры: некоторых смутила высоко задранная юбка танцующей девушки. В результате долгих обсуждений было решено опустить подол. Не хотели обидеть национальные традиции. С тех пор к критике стараюсь относиться лояльно. Хотя обидно порой бывает. Вот в этой башкирской красавице кто-то увидел персонаж аниме. Ума не приложу, почему приписали этот стиль. При выполнении работы такой задачи и близко не было. Просто кто-то сказал, кто-то поддержал, а кто-то поверил.
Стрит-арт по улице Ленина на тему Отечественной войны 1812 года в стиле поп-арт сделан. Так было задумано изначально. В этом проекте я взял за основу титры из фильма «Неуловимые мстители» 1966 года. Но композицию составил из воинов разной национальности, чтобы показать сплочённость народов.
- С критикой часто встречаетесь?
- Люди неоднозначно относятся к стрит-арту. Особенно это проявлялось, когда работали над «Башкирской красавицей». Одни жители специально машины ставили так, чтоб кран не встал. Другие благодарили нас и предлагали свою помощь, радовались происходящему.
Я вообще работаю в разных стилях, но когда пропускаешь через себя, всё равно добавляешь свой почерк. Пока не считаю себя «гуру стрит-арта». Олег Кайбышев, наверное, один из первопроходцев в этом деле. По каллиграфии мастодонты Паша Знак и другие товарищи. У них опыта больше, давно занимаются. Они из тех, кто ещё подпольно начинал.
Нам есть куда расти, и это хорошо. Человек должен самосовершенствоваться, чтобы двигаться вперёд. Наша уникальность в национальном духе и любви к нашей республике. Какой бы мы национальности не были, всех объединяет общая культура. Я как-то общался со специалистом из музея им. М. Нестерова. Он организует выставки наших живописцев за пределами республики. Говорит, что почерк башкирских художников виден сразу.
Стены «просят» рисунка
- Каковы планы на будущее?
- Решили с Артуром Лукьяновым заняться совместной росписью фасадов. Есть возможность поработать в «Арт-квадрате», на площадке для творческих людей, которую организовали в историческом центре Уфы. Проекты пока на стадии согласования. Работы на фасадах многоквартирных домов согласовываются с городскими властями и жильцами. Уфимская мэрия вообще в этом плане демократична и лояльна к нам. Помогает в творчестве, предоставляет краны, решают некоторые организационные вопросы.
- Насколько долговечны ваши арты? Сколько они стоят?
- Как долго продержится работа на фасаде, зависит от подготовки поверхности, грунтовки, от красок, которыми работаешь. Башкирскую девушку мы в 2014 году закончили, и всё пока благополучно. Лет десять может стоять. Стоимость работы зависит от её площади и сложности. В среднем от 1,5 до 3 тысяч рублей за квадратный метр. Бывает, бюджета совсем нет, но проект интересен самому художнику. Тогда ищут точки соприкосновения в вопросе цены. Подходишь к заказу как к своему детищу. Хочется сделать круто. А если это совмещается с коммерческим успехом, когда с инвестором есть взаимопонимание, это вообще здорово. Хочется, конечно, что-то изобразить на таком здании, чтобы оно с разных точек просматривалось. У нас в Уфе много стен «просящих» рисунка, мимо которого людям будет приятно проходить.