Автобусы разваливаются на ходу. Их количество на улицах Уфы, а особенно возле остановок, зашкаливает. Водители в погоне за прибылью устраивают гонки между собой, не беспокоясь о безопасности пассажиров. Пожалуй, это основные претензии горожан к частным перевозчикам. Произошедшее 10 октября ДТП, которое чудом обошлось без жертв, рискует стать последней каплей в чаше терпения уфимцев.
На полной скорости
Днём, примерно в 14:30, на остановке «Парк Калинина» в Черниковке произошло жёсткое столкновение автобуса «НефАЗ», везущего пассажиров по 51 маршруту, с автобусом ПАЗ 249-го маршрута. На кадрах, которые были сняты на видеорегистратор проезжавшего в этот момент водителя автомобиля, видно, как ПАЗ на скорости въезжает в заднюю часть притормозившего у остановки «НефАЗа». От удара большой башавтотрансовский автобус влетает на остановку и сносит конструкцию, а ПАЗ едет ещё несколько метров вперёд.
К счастью, остановка «Парк Калинина», у которой произошло столкновение, обычно пустует. Не было там ожидавших автобус горожан и на этот раз. Но от сильного удара пострадали пассажиры двух автобусов. По последним данным ГИБДД РБ, в автобусах было 20 человек. По сети распространились кадры, снятые очевидцем после ДТП: пассажиры, расположившись прямо на газоне, приходят в себя от полученного шока и осматривают раны. Одна из женщин лежит. А водитель ПАЗа при этом суетится в кабине, перебирая какие-то бумаги.
13 пассажиров ПАЗа были отправлены в больницу для осмотра, четверых госпитализировали, в том числе двое детей. В «НефАЗе» было семь человек, после осмотра в больнице госпитализировали одного.
В больнице №21, куда скорая помощь увезла большую часть пострадавших, сообщили UFA.AIF.RU, что врачами учреждения было осмотрено 14 человек.
«Трое из них госпитализированы. Состояние стабильное», - уточнила и.о. главного врача городской больницы №21 Лилиана Белан.
Отказали тормоза?
Причины ДТП ещё выясняются. В тот же день Ространснадзор инициировал проверку и назвал предварительной причиной отказ тормозов у ПАЗа. Однако обсуждается и другая версия – водитель торопился проскочить на зелёный свет светофора и, потеряв управление, задел «НефАЗ».
По данным Следственного комитета РБ, перевозчик, которому принадлежал ПАЗ, работает легально. По данным МВД РБ, 26-летний водитель приехал на заработки в Уфу из Челябинской области. Медосвидетельствование показало, что он был трезв.
Следственный комитет РБ и прокуратура РБ также начали проверки по факту ДТП. Следователи усмотрели признаки преступления по статье УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Они проверят техническое состояние автобусов, дадут юридическую оценку уровня оказания услуг компаний-перевозчиков, а также установят степень тяжести вреда здоровью, нанесённому пассажирам.
«Утверждать, что водитель не справился с управлением из-за отказа тормозной системы, пока рано, - экспертиза не закончена. Она продлится ещё пару дней», - уточнил пресс-секретарь Следственного комитета Евгений Каневский.
ПАЗики частнику доступнее
ДТП вызвало бурную реакцию общественности, которая обратила внимание на техническое состояние большинства автобусов марки ПАЗ.
«Ехала в «пазике», а опоры сидений в ней настолько проржавели, что их, видимо, срезали и подпёрли деревянными коробами, - говорит уфимка Эльвира Петрова. – Материал сидений местами протёрт и лоснился. Полы, видимо, не мыли пару лет, а двигатель автобуса работал с надрывом. Через пару остановок в автобус зашли мои знакомые – студенты из Индии. Тогда мне настолько стало стыдно за наш транспорт!»
«Но доколе мы будем терпеть происходящее? А, если завтра у другого автобуса тормоза откажут, и он в толпу въедет? – негодует уфимец Павел Краснов. – Кто-нибудь в нашем городе за наши жизни и здоровье вообще отвечает?»
«Грязь в салонах, запах перегара, курящие в окно и постоянно разговаривающие по телефону водители, нелепые наклейки, унижающие достоинство пассажиров, а, главное, ветхое состояние пазиков. Когда уже общественный транспорт Уфы будет выглядеть по-человечески», - говорит уфимка Гузель Исмагилова.
По данным «Ъ-Уфа», ПАЗ, ставший участником аварии, - из автопарка ИП Фаниса Батырова. Это крупный перевозчик, которому принадлежат, по данным мэрии, 16 маршрутов, по которым ездят свыше 600 автобусов. За пару недель до этого события Фанис Батыров был награжден почётной грамотой городской администрации «за высокий профессионализм, многолетнюю, плодотворную работу в общественной жизни города Уфы».
Два года назад, на одном из совещаний в мэрии, Фанис Батыров высказывался на тему, почему частники, занимающиеся перевозками, покупают автобусы марки ПАЗ вместо вместительных «НефАЗов».
«Если говорить об автобусах большей вместимости, то стоит такая машина от 12 миллионов рублей, в отличие от «ПАЗиков» по 2 млн. Чтобы взять транспортное средство в лизинг или в кредит, банки требуют баснословные проценты. «НефАЗы» - машины ненадежные, их сложно эксплуатировать», - говорил он.
«Пока не будет тендера, ситуация не изменится»
Тема совершенствования системы общественных перевозок Уфы обсуждается последние 10-15 лет, но ситуация не меняется. Криминальные разборки, происходящие в этой сфере, показывают, что для решения проблемы нужны твёрдые и жёсткие решения. Но пока в мэрии не могут даже организовать конкурс на проведение пассажирских перевозок.
Поясним: летом 2016 года, после вступления в силу федерального закона № 220, все конкурсы, проводившиеся мэрией и Госкомтрансом, были опротестованы ФАС. Те перевозчики, что уже имели договор с администрацией, ещё раз подали заявления. Но, как утверждают многие коммерсанты, она не выдала им никаких документов, и официально не обосновала отказ. Поэтому перевозчики не могли обжаловать её действия в судах.
Однако начальник отдела организации перевозок Управления транспорта и связи администрации г. Уфы Альберт Сафаров в телефонном разговоре высказал другое мнение:
«В 2016 году мы попытались провести конкурс на право пассажирских перевозок, но «благодаря» нелегалам он не состоялся», - сказал он, не уточнив, о каких именно причинах срыва конкурса идет речь.
Также чиновник не стал комментировать и другие вопросы - «Когда в городе наведут порядок с маршрутками?» «Когда исчезнут старые автобусы?», «Когда пройдёт открытый конкурс?»
«Все замечания ФАС нами были учтены и свои аргументы в ведомство мы давно направили, - прокомментировал депутат горсовета Николай Калмацкий. - Но, к сожалению, в администрации города постоянно менялся ответственный за работу пассажирского транспорта. Надеемся, что с приходом Андрея Федосова на должность руководителя Управления транспорта, ситуация изменится. И проект питерских разработчиков «Развитие регулярных пассажирских перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории РБ» в Уфе всё-таки осуществится».
Николай Алексеевич советует не рубить с плеча: убрав часть автобусов с городских дорог со сроком обслуживания более трёх лет, можно создать вакуум на некоторых маршрутах, особенно в час пик.
«Пока в городе не будет проведён тендер на право пассажирских перевозок, который власти города не проводили уже долгих пять лет, ситуация в Уфе мало чем изменится. Именно после того, когда сложный механизм инфраструктуры общественного транспорта заработает, проблема отпадёт сама собой», - считает заместитель начальника Западно-Уральского Управления госавтонадзора по РБ Александр Косолапов.
Комментарий Павловского автозавода
«Проблемы в сфере пассажироперевозок Уфы связаны не с автобусами конкретной марки, а с качеством обслуживания транспорта или с возрастом автобусов. Если транспортные парки экономят на оригинальных запасных частях, оборудовании и квалификации персонала, не соблюдают регламенты сервисного обслуживания, эксплуатируют автобусы, выработавшие свой ресурс. Кроме того стиль вождения водителей также влияет как на износ машины, так и на комфорт пассажиров», - прокомментировали в пресс-службе Паловского автозавода.
Что касается необходимости замены автобусов малого класса на транспорт большой вместимости, на предприятии считают, что главное – правильный выбор автобуса того класса, который будет наиболее оптимален с учетом пассажиропотока. Для маршрутов с низким пассажиропотоком для оптимальной рентабельности требуются автобусы малого и среднего класса. На тех маршрутах, где пассажиропоток выше, - автобусы большой вместимости.