Примерное время чтения: 7 минут
1275

Раньше – Техас, теперь – лотерея. Почему автобусы в Башкирии ждут «часами»

Анна Якурнова / АиФ

В 2023 году в Башкирии начался второй этап транспортной реформы, который обещает самое главное – регулярность маршрутов. Все слабые места отрасли показала прошедшая зима, когда людям пришлось подолгу простаивать на остановках. В «Башавтотрансе» признают, что нарекания пассажиров справедливы, но не считают, что масштаб проблемы значительный. В проблеме разбирался UFA.AIF.RU.

Где автобусы?

По данным минтранса Башкирии, автопарк обновился на 1250 автобусов с 2019 года. Из бюджета на это потратили более 8 млрд рублей. При этом подавляющее большинство - 1050 машин разной вместимости передано госперевозчику. Однако ни количеством, ни качеством новая система старый Техас не перещеголяла. Если раньше люди могли с уверенностью добираться до нужных локаций и в конце дня возвращаться домой (пусть и по пробкам), то сейчас – это лотерея. Автобусы часто просто не выходят на маршруты.

Цифры
«Башавтотранс» 598 новых автобусов направил на уфимские направления, 90 – в Стерлитамак, 65 – в Салаватский район, 64 – в Нефтекамск, 44 – в Мелеуз, 35 – в Белебей, 29 – в Дюртюли, 25 – Туймазы, по 22 в Октябрьский и Сибай, 17 – в Бирск, 14 – в Учалы, 10 – в Баймак, 9 – в Красноусольск, 6 – в Месягутово.

Один из самых громких скандалов случился в новогодние праздники, когда столбик термометра опустился до -40. За дело даже взялась прокуратура Башкирии. Надзорное ведомство установило, что в Уфе интервалы движения общественного транспорта увеличились до 10 раз. Кроме того, из-за неготовности к аномально низким температурам было снято с линии около 20% автопарка. В адрес перевозчиков, муниципальных учреждений и городских властей прокуратура внесла 32 представления.

В «Башавтотрансе» тогда пытались все объяснить техническими поломками и болезнями водителей, но вопрос, почему на замену не вышли другие люди и другие автобусы, остался без ответа.

Не решился вопрос с транспортным сообщением и в Янауле. Местные жители в пабликах в Интернете жалуются, что перемещаться по городу очень тяжело. Все дело в том, что на линиях старые автобусы, а чинить их водители вынуждены за свой счет. К тому же контролеров работает больше, чем водителей, и они всегда найдут, за что оштрафовать – например, непристегнутые ремни безопасности. В итоге укомплектовать штат там смогли лишь на 40%. Зарплата в 40 тыс. – хорошая для района, но на руки получают в разы меньше.

«В самые тяжёлые 90-е годы автобусы нормально работали. У нас до села 3 раза в день автобус ходил из Янаула. Сейчас 2 раза в неделю. Село немаленькое – почти 1000 жителей. Школа и садик есть. Официальный ответ – нет водителей. Сосед пошёл работать, так ему зарплату не платили по 2-3 месяца. Так все-таки водителей нет или вы зарплату не платили? Ощущение что кто-то целенаправленно разрушает транспортную инфраструктуру в Башкирии», – рассуждает Диана Закирова.

Аналогичная ситуация в Аскино. Движение автобусов по райцентру и к населенным пунктам то и дело отменяют. Или нет водителей, или транспорт на техобслуживании. Осенью три маршрута к деревням убрали из-за нерентабельности. Администрация планировала провести новый конкурс для перевозчиков, но ситуацию спустили на тормозах.

Одни расстройства приносит работа транспорта и в Юмагузино. Жители Кугарчинского района жалуются, что в их деревни не ездят больше районные автобусы, а на новых маршрутах жителей высаживают на окраинах. И сельчане вынуждены делать выбор в пользу такси или попуток.

Жителям Кандров тоже есть чем удивить  – автобусы полуживые, печка не работает, водитель разговаривает матом. Но даже это в радость, потому что с регулярностью беда.

Уфа стоит

Судя по комментариям в соцсетях, не многим лучше ситуация и в Уфе, хотя автобусов столица получила больше всего. Но в «Башавтотрансе» находят ответ на любые жалобы горожан и подчеркивают, что проблема стоит не так остро, как может показаться.

«То, что несколько единиц техники не вышли на маршрут - нормальная ситуация, так как случаи бывают разные, в том числе и человеческий фактор, когда заболевает водитель. Погрешности бывают, но они незначительны», - отвечает заместитель гендиректора «Башавтотранса» по пассажирским перевозкам Сергей Паскин.

Уфимцы жалуются, что автобусы №57 и №57а не доезжают до конечных остановок «Молодежный бульвар» и «Больница №21». Там находятся сразу три медицинских учреждения: травмпункт, больница №21 и клиника «Мать и дитя». Ответ прост – «зима, снег, автобусы не могут разъехаться».

Люди при сильном минусе вынуждены ждать на остановках по часу и более – «в морозы у автобусов наблюдается неисправность системы охлаждения ДВС, поэтому интервал движения на маршрутах увеличивается».

Нет автобусов по ул. Зорге, не возможно уехать с работы после 22 часов – «Маршруты не доукомплектованы».

С остановки «БашГУ невозможно уехать в течение 50 минут – «Водитель заболел».

Изменяют и укорачивают маршрут  - «Нет пассажиропотока».

«На сегодня в ГУП "Башавтотранс" на ремонте находятся 122 автобуса: 38 на плановом ТО, еще 84 – на текущем, – отвечает в ответ на запрос редакции гендиректор компании Надир Самиев. – На регулярность движения влияет низкая пропускная способность улиц, а также ежедневные многочисленные заторы, поэтому автобусы сбиваются с расписания по независящим от нас причинам, что приводит к увеличению и неравномерности интервала движения, а также к справедливым нареканиям пассажиров. Отмена либо сокращение маршрутов допускается только по согласованию с минтранспорта, либо в случае отсутствия устойчивого пассажиропотока. Факты отсутствия "часами" автобусов "Башавтотранса" на регулярных маршрутах после проведения служебных расследований не имеют под собой оснований».

«Прогресс – стоя, за 90 руб?»

С транспортом всю зиму промучались и жители Благовещенска. Многие из местных работают и учатся в Уфе, так что автобусы по этому направлению всегда востребованны. Но маршрут № 104 нестабилен. Сначала его разделили на две части. Один пустили почти через всю Уфу до Аграрного университета, другой – до Колхозного рынка. Потом перестали принимать единую транспортную карту «Алга». Затем начали тасовать расписание…

«Каждый день в группу (созданный для пассажиров чат в мессенджере – прим. редакции) сливается новый вариант, иногда в 5.40 утра. Перерывы между автобусами по несколько часов! Работающим людям невозможно подстроиться. При этом стоимость проезда выросла на 20 рублей», – жалуется местная жительница Анастасия.

Фанура Бикбулатова поддерживает: «Мне интересно, где наши новые автобусы, в старых сидячих мест больше было. Поменяли непонятно на что. Люди 40 минут едут стоя на работу, после работы уставшие – тоже стоя, 40 минут. Раньше за 70 рублей сидя, а теперь за 90 рублей стоя. Вот это прогресс!»

«По моему мнению, минтранс совершил ошибку, разделив маршрут на две части пытаясь угодить всем. Используя автобусы большого класса, применять старую схему 104 Колхозный/Центральный – невозможно. Единственный выход – это маршрут Благовещенск - Тимашево - Колхозный - Центральный рынок. Или разбитое корыто. Просто не представляю, как все это переживают сотрудники предприятий и студенты очного обучения столичных вузов», – комментирует член совета при главе региона по правам человека Сергей Жуков, который сам живет в Благовещенске.

По его данным, направление до Колхозного рынка с 10 марта отменили, а второе имеет 23 рейса.

«С ними тоже не все в порядке. После 18.00 должно быть 5 рейсов. В итоге приехала к 18-00, автобус стоял, но объявил, что поедет через час. Предложил вопросы решать с диспетчером. Сказал, что рейсы отменили из-за отсутствия пассажиров. В итоге, я просто уехала на Юрюзань. И при мне три пассажира сделали тоже самое. Понятно теперь, почему у них нет пассажиров», – рассказывает Анжелика Турсенбаева.

Вопрос должен решиться после 16 марта, когда его разберут на совете при главе республики.

В непростые 2000-е могли держать работающую систему общественного транспорта. Сейчас только разговоры.
АиФ

Эксперт Олег Арефьев считает, что в 2000-е годы дела с общественным транспортом обстояли куда лучше: «Автобусы пригоняли без пафоса, не было такого, чтобы собирали на площади, это был рабочий процесс. Не было пафоса и истерии – обычное рядовое событие, называемое обновлением парка. Тогда, в непростые времена, могли держать работающую систему общественного транспорта. Сейчас только разговоры».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах