Уфимские власти вновь заговорили о продолжении транспортной реформы. Несмотря на критику от горожан, они убеждены, что успехи есть, причем немалые. Новым этапом на пути к комфорту передвижения по столице должен стать масштабный ремонт трамвайных путей. Пока, правда, по ним будет ездить подержанный электротранспорт из Москвы. Как будут решать существующие проблемы, рассказывает UFA.AIF.RU.
«Чебурашки» – в прошлом
Мэр Уфы Ратмир Мавлиев видит много положительных изменений в рамках транспортной реформы. По его словам, шесть лет назад по городу гоняли ПАЗики – «чебурашки с газовыми баллонами, которые, как в кино, наперегонки боролись за пассажиров». То ли дело сейчас.
«Невозможно не отметить, какой непростой путь был пройден, - заявил глава администрации города на тематической конференции в Уфе. - Сейчас мы продолжаем планомерно обновлять подвижной состав общественного транспорта. Это касается и автобусов, и электротранспорта. В 2023 году город приобрел 15 современных троллейбусов, в этом году – еще 10. Самой главной нашей победой я считаю то, что нам удалось сохранить в целом электротранспорт. Состояние было критическим».
По мнению зампредседателя Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Ильи Зотова, Уфе по сравнению с Москвой, Пермью и Челябинском есть куда расти. Между тем в Приволжском федеральном округе остаются города, которые в этом плане сильно отстали даже от столицы Башкирии.
«Остановочные павильоны в Уфе точно одни из самых лучших в стране. Но помимо остановок, нужен еще и комфортный транспорт. И даже если он новый, то должен быть чистым, опрятным. Буквально вчера гулял по городу, обратил внимание на состояние транспорта. Его чистота вызывает пока вопросы», – прокомментировал он.
Трамваи вышли – уже хорошо!
Если ситуация с троллейбусами в Уфе начала улучшаться, то трамваи в городе не обновляли с 2012 года. Да и тогда город закупил всего пять единиц КМ 71-623. Как рассказал директор Управления инфраструктурой транспорта Уфы Олег Хмарин, средний возраст трамвайного парка составляет 35 лет, а самый старый из эксплуатируемых – 1972 года выпуска. Износ составляет свыше 98%.
«Общее число трамваев составляет 146 единиц, но ежедневно на линии эксплуатируется только 30 трамваев из-за отсутствия водителей, – рассказал директор УИТ. – За последние годы предлагались различные решения по обновлению подвижного состава и комплексной модернизации инфраструктуры. Велась проработка проведения капитально-восстановительного ремонта своими силами по примеру Ижевска, а затем с участием белорусских партнеров по примеру Новосибирска. Несмотря на высокую степень проработки этого проекта, в жизнь он так и не пошел».
Выход из ситуации уфимские власти все же нашли: столица Башкирии безвозмездно получила от Москвы списанные польские трамваи Pesa. В мэрии уверены, что уфимцам ездить на них будет комфортно. Они вместительные – 60 сидячих мест, низкопольные и оборудованы кондиционером.
«Сейчас мы привезли уже девять единиц, – уточнил Олег Хмарин. – На следующей неделе привезут еще два. Когда только первая новость появилась об этом в СМИ, то многие высказывали мнение о том, что по рельсам Уфы они не поедут. Но они поехали. Сегодня на линии работает четыре трамвая. Остальные мы планомерно готовим к работе. Кроме того, планируется, что в будущем Pesa будут ездить и в северной части города», – отметил он.
Скептикам ответил и Ратмир Мавлиев, который считает «важным, что эта техника вообще вышла на линию и сегодня работает».
При этом власти понимали, что инфраструктура для таких вагонов на тот момент в Уфе была не готова. Это касается и путей, и контактной сети, и тяговых подстанций. Специально для этого из Москвы приезжали специалисты и помогали обследовать всю трамвайную инфраструктуру в городе.
«Указали нам на узкие места, которые мы постарались оперативно исправить. Провели ряд работ в рамках содержания и текущего ремонта путевого хозяйства, устранили неровности стыков, провели выборочную замену шпал», – рассказал Олег Хмарин.
Новые пути – через 2 года
Следующим шагом станет реконструкция трамвайных путей. Существующие линии, как признал Ратмир Мавлиев, доставляют неудобства и автомобилистам, и тем, кто использует электротранспорт. Градоначальник сообщил, что в первую очередь в городе избавятся от открытого грунта там, где это возможно.
Директор Института прикладных транспортных исследований Дмитрий Енин отметил, что Уфе в наследство от Москвы достался «один из лучших в стране подвижных составов».
«Уфа в плане обновления трамвайного парка пошла оригинальным путем. Надеюсь, что город сумеет довести до завершающей стадии этот проект. Данный подвижный состав все-таки импортный, и он требует немножко больших нагрузок на оси, соответственно, где-то нужно провести реконструкцию путевого хозяйства - заменить шпалы, рельсы, подложку, подушку, а где-то, может быть, обновить энергохозяйство», - резюмирует он.
Если сейчас электротранспорт убрать, на местах депо сразу же вырастут жилые районы.— АиФ
Комментарий
Специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:
«Существующий электротранспорт в сегодняшнем своем виде в Уфе вообще не вызывает каких-либо положительных эмоций. Но то, что он пока есть, пусть даже такой, оставляет шанс рано или поздно увидеть нормальные трамваи. Если же сейчас его закрыть, то завтра на местах бывших депо вырастут жилые районы. И вернуть его будет нереально. В целом, трамваи довольно неплохие и не так чтобы сильно уставшие. Что касается рельсошпальной решетки и контактной сети, тут, конечно, проблем вагон. Для того, чтобы эти трамваи поехали, сейчас город вынужден будет заниматься путевым хозяйством и контактной сетью. При правильной организации работы трамвая и обособлении его путей это транспорт с самой высокой провозной способностью из всех доступных для Уфы. Я уверен, что если сейчас «добить» трамвайный транспорт, то через несколько лет, учитывая градостроительную политику, Уфа может встать в «мертвую пробку».