С наступлением холодов ситуация с общественным транспортом в Уфе накалилась до предела. В сильный минус люди чуть ли не часами ждут автобус на остановках, а потом толпятся в переполненных салонах. Соцсети завалены жалобами. Горожане не понимают, зачем нужна была транспортная реформа, если она дала такой результат. Власти только разводят руками. В проблеме разбирался UFA.AIF.RU.
Комендантский час для автобусов?
Жалобы на транспортные проблемы в адрес главы региона поступают из разных уголков республики чуть ли не ежедневно. Жители жалуются, что едут, набившись в автобус, как «кильки в банке». После девяти вечера добраться из одной части Уфы в другую можно только если очень повезет. И если пункт А и пункт Б находятся не в центре, то это становится невыполнимой миссией.
«В силу жизненных обстоятельств вынуждена возвращаться домой с центральной улицы Черниковки – Первомайской вечером в сторону проспекта Октября, – написала пенсионерка из Уфы Эльвира Юсупова в соцсетях главы Башкирии. – После 22 часов в городе нет никакого городского транспорта. У нас в Уфе объявлен комендантский час? В автобусах непонятные водители гоняют по городу, спокойно с третьей полосы переезжают на первую, не думая о людях, другом транспорте и возможных авариях. Я сама лично с этим столкнулась, потому что палец левой руки сломала в подобной ситуации».
Проезжают мимо, меняют расписание
Уфимка Алина Риянова возмущена тем, что автобусы приезжают как придется, а не по утвержденному графику.
«Маршрут 110С и так ходит очень редко – раз в полчаса. Но в тот день его по расписанию в 10:48 с остановки «Ферина» вообще не было! Оказалось, что автобус сломался. "Горячая линия" отправляет на диспетчера, диспетчер - на "Горячую линию", и так по кругу. Никто ничего не знает. Проходит 3,5 часа – и маршрута опять нет с остановки "Звездный" в сторону Инорса. Неужели за это время невозможно было найти автобус? Мы с тремя детьми в общей сложности провели два часа на остановке в ожидании автобуса», - возмутилась женщина.
По словам уфимки Камиллы Ефимовой, расписание автобусов вообще меняется постоянно.
«Мы ведь на работу едем, планируем маршрут. 5 декабря в восемь часов утра был автобус и через пять минут другой. Я даже ехала сидя. На следующий день интервал резко стал по 15 минут. В назначенное время в 8:05 автобуса нет. Как же так? Мне на работу две остановки, в гору подниматься тяжело, я выхожу за 40 минут и не могу дождаться автобуса. Как вы допустили такой бардак с общественным транспортом? Морозы настали, всего лишь минус 15 градусов, у вас уже не ходит ничего», – возмутилась женщина.
Уфимец Артур Г. рассказывает, что недавно ехал утром в автобусе №75 с остановки «Спортивная» в сторону ТРЦ «Планета».
«После остановки "Театр Нур" водитель просто перестал сажать пассажиров. Потому что двери в салон не открывались от количества народа», – сообщил он.
Не идут на 80 тысяч
Власти не скрывают, что в Башкирии сегодня наблюдается острый дефицит водителей общественного транспорта. Только в Уфе не хватает 340 человек: 140 – для автобусов, 126 – троллейбусов, 77 – трамваев.
По данным столичной мэрии, госперевозчику «Башавтотрансу» не хватает 100 водителей, ООО «ПАН АВТО» – 30, «Альянс СКД» – 10.
В самом «Башавтотрансе» заверяют, что пытаются решить кадровую проблему. Хотя, судя по объявлениям, предприятие предлагает зарплату до 80 тысяч рублей. Как сообщил генеральный директор компании Надир Самиев, средняя зарплата водителей 49,4 тыс. рублей. Однако очереди в отдел кадров не выстраиваются. А горожане продолжают часами ждать на остановках и ездить в переполненных автобусах.
Как сообщили в Минтрансе республики, ежедневно на дороги Башкирии должны выходить 1760 автобусов, из них по плану госперевозчик предоставляет 976 единиц в республике и 366 в Уфе. От частных перевозчиков по межмуниципальным маршрутам – 258 автобусов, в столице – 397.
«По факту не все так, как запланировано, – говорят в министерстве. – Не у всех частников работает ГЛОНАСС, хотя это должно быть обязательно. Да и автобусов не хватает у частных перевозчиков, это факт. Центр организации перевозок ежедневно мониторит ситуацию и фиксирует реальное количество автобусов на линии. Составляются акты. Открываются проверки. Движение есть, но пока и нарекания от жителей есть».
Стало только хуже
Уфимцы считают, что возникшая ситуация является следствием транспортной реформы, которую власти республики начали пять лет назад. Тогда с рынка вытеснили нелегальных перевозчиков, легальным рекомендовали обновить автопарк, ввели единую транспортную карту «Алга». Хотели как лучше, а вышло все наоборот. Это доказывают результаты опроса, который на своей странице в социальных сетях провел общественник Альберт Рахматуллин.
«Больше 90% ответили, что стало только хуже, – рассказал он. – Это показатель того, что либо не надо было начинать эту реформу, либо за пять лет улучшить ситуацию. Я собрал большое количество критических замечаний и предложений от горожан и встретился с начальником Управления транспорта и связи администрации Уфы Кириллом Никулиным. Передал ему официальное письмо. И через месяц мне пришел ответ, что в связи с нехваткой количества автобусов, они не могут увеличить количество автобусов и маршрутов. Идет острая нехватка как автобусов, так и водителей. Это основная причина того, что у нас так все плохо с общественным транспортом».
Исходя из ответа мэрии, ясно, что решать проблему планируют запуском новых автобусов, которые периодически республика закупает. Но этого количества недостаточно.
«На наши вопросы, зачем нужно было выдавливать частных перевозчиков, которые могли бы исправить ситуацию хотя бы на время, ответ нам не дали. Как я понял, сейчас они проводят аукционы на новые маршруты, но желающих не осталось, потому что за пять лет эти частные перевозчики прекратили свою деятельность. У них нет ни автобусов, ни водителей и сейчас заново покупать автобусы и набирать людей, никто не собирается. Получается, что частников нет, а "Башавтотранс" не в состоянии перевезти всех горожан», – резюмирует Альберт Рахматуллин, подчеркивая, что в данной ситуации необходимо вмешательство прокуратуры.