Примерное время чтения: 5 минут
653

Ни доехать, ни попасть. Почему в Уфе стало меньше маршрутов и автобусов

Транспортная проблемы испортила уфимцев, как в свое время жилищная – москвичей.  Мы быстро привыкли не ждать маршрутку боле трех минут, потом дружно ратовали за более вместимые автобусы, боролись с дымящими ПАЗиками, рекламировали транспортные карты… В результате сегодня столкнулись с тем, что автобусов и маршрутов снова стало заметно не хватать! Что же случилось? Специалисты говорят, что из этой сложной сферы уже несколько лет старательно выдавливаются частные перевозчики на фоне громких заявлений о поддержке  малого бизнеса. Почему это происходит? Свое мнение высказывает экономист Владимир Носов.

История извоза

Вспомним, как все начиналось. Частные перевозчики появились в Уфе более 20 лет назад не на пустом месте, а потому что денег у властей  для решения транспортных проблем  даже  на муниципальных маршрутах не было в достаточном количестве. «Частники» в госбюджете не нуждались - заправкой, ремонтом, зарплатой и прочими вопросами они занимались сами. И они действительно быстро и эффективно с трудной  задачей справились.

Но вот  население успокоили… И к чиновникам пришло понимание, что налаженный бизнес можно поставить под контроль. Как легче всего это сделать?  Лучшее решение - раздробить на части, а потом с помощью бюджетного финансирования вытеснить  с рынка.

Что происходит в Уфе?

Судя по официальной информации,  за счет бюджета постоянно в тот же ГУП «Башавтотранс» покупаются автобусы, которые потом ставятся на маршруты и зачастую не приносят прибыли. Судя по всему, бюджет в наши сложные времена не бездонный, поэтому на повестке дня уже закупка бывших в употреблении  автобусов и трамваев.

При этом  о прибыльно работающей и показавшей свою эффективность альтернативе почему-то не упоминается. Но что выберет потребитель на линии: принадлежащий государству бывший в употреблении автобус или частный новый? Ответ очевиден. Но реального выбора башкирскому потребителю почему-то не оставляют.

Открытым остается вопрос: почему сейчас полностью разрушается то, что создавалось 20 лет? Это целая отрасль, да, частная, иногда колючая, но более 5000 автобусов только в Уфе успешно решили тогда проблему. После кампании по «наведению порядка» они сотнями ушли с маршрутов, пропали в никуда водители.  И все бы ничего, но поток жалоб на транспорт не прекращается: сегодня  не хватает ни автобусов, ни водителей, ни маршрутов. Дошло до того, что в некоторые населенные пункты Башкирии на междугородних автобусах можно добраться только один раз в неделю.

Порядок наводить надо!

Больше всего в наведении порядка  заинтересовано население, которому все равно, на частных или государственных автобусах ездить.  

Сколько еще этого ждать? Чиновники несколько лет с помощью бюджета, административных рычагов почему-то не могут решить  эту проблему. В системе явный дефицит ресурсов. В то же время  невостребованные частные автобусы  «уходят» из республики  на металлолом или уезжают в другие регионы РФ. Водители массово пошли переучиваться, в том числе на биржу труда.

И складывается парадоксальная  ситуация, когда в перевозки вкладывается все больше бюджетных денег, которые могли бы пойти на строительство детских садов, школ и т.д., много лет вопросы с транспортом остаются актуальными, а взаимовыгодных контактов с частными перевозчиками, которые могли бы помочь переломить ситуацию с обслуживанием пассажиров так и не случилось.

В РФ сегодня успешно работает федеральная программа «Безопасные  и качественные дороги». По ней  можно,  по согласованию с органами исполнительной власти региона,  приобрести автобусы по льготной ставке.  Победителем тендера от республики стало предприятие, владельцы которого  ранее в этой сфере в Башкирии не работали. Исходя из каких принципов принималось решение об их допуске?  Или сделана ставка на то, что только «свои люди» смогут решить вопросы?  Но в этой сфере еще надо уметь работать. Пример с закупками автобусов за счет бюджета и их слабая  эффективность это показывают.

Ситуация  не безнадежная

Итак, местных частных перевозчиков правдами и неправдами частично убрали из этого рыночного сегмента, вместе с ними ушли сотни автобусов с маршрутов города. «Транспортный вопрос» стоит настолько остро, что проблемой занимаются даже не на уровне мэрии, а в профильном министерстве.

Но сети по-прежнему  заполнены жалобами на действующих местных перевозчиков  и  засилье «варягов» из других регионов, которые почему-то здесь работают.  Людям часами приходится ждать автобусов, чтобы попасть на работу или домой.

При этом в СМИ делается акцент на то, что государственный перевозчик обеспечен автобусами и другими средствами для решения социальных задач из бюджета и исправно платит налоги! И почему-то не поднимаются вопросы: научится ли он работать высокорентабельно, чтобы обновлять свой парк не за наш счет? Или повторит судьбу тех же частников: его разделят на части  и приватизируют вместе с закупленными за бюджетные деньги автобусами?

Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что когда глава республики говорил о коренном реформировании этой отрасли, он не призывал «до основанья все разрушить» и на обломках создать что-то новое. Речь шла именно о реформировании этого сложного механизма, отрицания «диких» методов  ведения бизнеса. Сегодняшняя ситуация наглядно показывает, что и частным, и государственным структурам без взаимовыгодного  цивилизованного партнерства сложно переломить наметившиеся негативные тенденции. Может быть, именно в этом направлении и стоит действовать всем заинтересованным сторонам, оставив за бортом «рвачей-однодневок», пытающихся снять «сливки с рынка» и не желающих работать на перспективу?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах