За полгода в Башкирии произошло 1707 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 178 и получили ранения 2175 человек. По количеству смертей на дорогах региона занимает первое место в ПФО и шестое – в России. Главные причины ДТП – пьянство за рулем, плохое освещение и гаджеты.
Человеческий фактор
При этом за два летних месяца инспекторы ДПС констатировали всплеск правового нигилизма.
«Водители перестали бояться ГИБДД, ведь, если человек не нарушает, его не останавливают, – комментирует Гильмутдинов. – Он начинает чувствовать себя безнаказанным. Для таких смельчаков мы организуем краш-курсы. Показываем, что происходит с людьми в случае аварии. Они выходят со слезами, мало кто может выдержать это зрелище».
Пьяные танцы
На фоне уменьшения очагов ДТП (с 480 до 136, большая часть из которых – механические столкновения на уфимских перекрестках), наблюдается рост смертельных аварий, особенно в Нефтекамске и Ишимбайском, Белебеевском, Абзелиловском, Туймазинском, Бурзянском, Дюртюлинском районах. Причины – неправильный проезд перекрестков, выезд на встречку, пьяное вождение.
«Это одно из самых опасных нарушений, – продолжает Динар Гильмутдинов. – За полгода по вине таких водителей погибли 28 человек и 157 получили травмы. Отличились Туймазинский и Баймакский районы, Салават, Уфа. Граждане сами звонят, информируют, помогают отлавливать. Только баймакцы, похоже, звонят, чтобы отвлечь инспекторов: выезжаем на звонок, а там никого нет. Хотя ежедневно в этом районе задерживаем пьяных».
Апофеозом вседозволенности стал случай с 21-летней уфимкой, которая 29 июля после пьяных танцев на крыше машины устроила гонки по городу на «Ауди». Пока нарушительницу преследовали сотрудники ГИБДД, она и её непристёгнутые пассажирки проезжали на красный свет и вели прямую трансляцию в соцсетях. Буйство закончилось двойным ДТП, 12 протоколами и задержанием. Оказалось, девушка купила машину ещё в январе, но до сих пор не сдала на права. В крови у нее нашли 0,8 промилле алкоголя. По данным республиканской ГИБДД, число «пьяных» происшествий резко возрастает в выходные: если в будни инспекторы ловят по 40 водителей «подшофе», то с пятницы по воскресенье – по 70-80.
Камера для нарушителя
В Башкирии не хватает 150 тысяч (!) дорожных знаков – у школ и других образовательных учреждений, указателей пешеходного перехода, опасных участков, а также знаков «Жилая зона» у въездов во дворы. Часть из них были снесены и не восстановлены балансодержателями дороги. Этот пробел планируется устранить до конца 2020 года.
Помимо установки знаков и нанесения термополастиковой разметки улучшить ситуацию на дорогах планируют посредством разделения потоков движения, строительства надземных переходов на федеральных и республиканских трассах, прокладки освещения (оно требуется на половине пешеходных переходов), установки камер видеофиксации. До конца года их число увеличат на тысячу, большую часть разместят на оживлённых перекрестках муниципалитетов и там, где высок риск ДТП. При этом новые камеры будут настраивать не только на транспортное средство, но и на водителя, чтобы фиксировать его поведение за рулём.
«Растёт количество аварий из-за смартфонов, – констатирует Гильмутдинов. – Постоянно вижу водителей, которые за рулём пишут в чатах или сидят в соцсетях. Записываю это на смартфон и отправляю инспекторам на постах».
Председатель Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Тимур Мухаметьянов:
«Состояние дорог в Башкирии значительно улучшилось за последние годы, и теперь нормативам соответствует 57% всех дорог. По протяженности автомобильных трасс общего пользования – почти 48 тысяч км – республика занимает второе место в стране и первое в ПФО. Дорожная сеть постоянно ремонтируется, крайне разбитых участков, требующих срочного ремонта, у нас нет. В то же время, в 2018 году сотрудники Госавтоинспекции выдали более 16 тысяч предписаний на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети Башкирии».