Отсутствие автобусов и сложности с вызовом такси в аэропорту и на железнодорожном вокзале – уфимцам эти проблемы давно знакомы и привычны, горожане научились подстраиваться. Но как планировать поездку человеку, впервые прибывающему в Башкирию? Вопрос на днях широко обсуждала общественность и, кажется, частично его начали решать. Правда, пока что о планируемых изменениях в аэропорту лишь заявлено, а фактически ситуация остается прежней. Подробности – в материале UFA.AIF.RU.
Обращение к властям
На днях пользователи соцсетей в очередной раз подняли проблему с транспортом у главных «ворот» Башкирии – аэропорта «Уфа». Суть в том, что въезд для автомобилей на территорию ограничен, на высадку пассажиров и выгрузку багажа дается всего 15 минут, если задержишься, придется платить. Теперь уфимцы вспоминают времена, когда момент прощания с родственниками, гостями можно было отсрочить едва ли не до объявления посадки, сказать забытые ранее теплые слова. Ныне разрешенные «бесплатные» 15 минут дают возможность только на торопливые объятия и скомканные пожелания всего наилучшего.
Ответ получен
На очередное обсуждение проблемы в Facebook отреагировала пресс-служба аэропорта. Правда, наличие проблемы поначалу отрицали.
«В целях исключения заторов и загромождения привокзальной площади, вызываемых из-за бесцельных проездов и стоянки на привокзальной площади недобросовестных водителей, главным образом из числа нелегальных перевозчиков, введена мера ограничения платы за повторный въезд», — объяснила сотрудница аэровокзала Гузель Суфиярова.
При этом представитель компании указала, что машины агрегаторов такси обычно ожидают своей очереди на бесплатной для них стоянке, а люди, якобы не уезжают одномоментно. Но она умолчала о том, что это стоянка находится за шлагбаумом и повторный въезд таксистам все же требуется. Горожане же отметили, что и этих машин «в очереди» не хватает, например, самым ранним утром, когда автобусы еще не ходят, а в аэропорт в течение часа (примерно с 4 до 5 часов утра) прибывает одновременно шесть бортов. Если брать среднюю вместимость салонов самолетов, то это чуть меньше тысячи человек.
И всё же шквал негатива дал эффект: аэропорт наконец-то договорился с крупнейшим в Уфе агрегатором такси, и для их машин въезд сделают безлимитным. Правда, решение будет реализовано только «в первой декаде августа».
Спиной к туристам
Вторые «ворота» Уфы — железнодорожный вокзал. Около него, напомним, движение одностороннее, а въезд на территорию, как и в аэропорту, ограничен 15 минутами. Высадив пассажиров, водитель также стремится побыстрее покинуть территорию, но после шлагбаума на выезде дорога ведет либо в Нижегородку, либо к перекрестку бульвара Ибрагимова и улицы Карла Маркса, где можно развернуться, чтобы вернуться к вокзалу и попытаться найти место для парковки на загроможденной проезжей части.
Уфимец Виталий Назаров – вахтовик, на работу он ездит на поезде. За долгие годы горожанин сумел подстроиться.
«У меня поезд отправляется в 00:45, на станцию прибывает где-то за полчаса. Учитывая, что от дома до вокзала ехать минут 15, а после 11 часов вечера автобусов уже нет, в зале ожидания я провожу чуть меньше часа. В принципе, терпимо. Тяжело, когда поезд утром – это всю ночь ждать приходится», — объясняет Назаров.
Голосуй, а то не уедешь!
Проблема транспортной доступности аэропорта и ж/д вокзала отнюдь не упирается в такси, ведь в республике есть государственная транспортная компания, основная функция которой — предоставить населению социальные услуги по перевозке. Приезжая, скажем, в Санкт-Петербург или Москву мы в любое время увидим на остановке вереницу автобусов — выбирай любой. В Уфе такого потока путешественников, конечно, нет. Нет и большого количества автобусов. И если на вокзале в дневное время еще можно дождаться удобной маршрутки или трамвая, то в аэропорту даже в разгар дня придется впихиваться в уже заполненный салон.
«О полной безопасности для пассажиров общественного транспорта можно говорить, только когда все сидят и пристегнуты ремнями, — объяснил инструктор по контраварийному вождению Даниил Виноградов. — Риск травмирования у человека, который едет стоя, значительно выше даже на скорости в 60 км/ч, а на трассе Уфа – Аэропорт, если помните, есть участки с разрешенной скоростью 90 и 80 км/ч. Учитывая бесштрафный люфт, большинство водителей едут под 90-100 км/ч. На такой скорости любая аварийная ситуация для пассажира переполненного автобуса может обернуться, как минимум, временной потерей здоровья».
Впрочем, проблемы с общественным транспортом не только в аэропорту и на вокзале, но и в самом городе. UFA.AIF.RU уже писал, как на некоторых направлениях, например, том же 74 маршруте (идет через ж/д вокзал), горожане ждут автобуса по 40 минут, но и, дождавшись, уехать не могут — салон переполнен.
«Транспортную реформу» в Башкирии объявил осенью 2018 года только ставший тогда руководителем республики Радий Хабиров. Завершить «наведение порядка» власти планируют к 2023 году. Однако началась эта реформа с того, что в городе пропали автобусы, в том числе пользующиеся у горожан большой популярностью. Бывший тогда главой госкомтранса Тимур Мухаметьянов объявил, что количество маршрутов сократится со 116 до 95. Потом с улиц разом убрали 23 городских маршрута, большая часть из которых была весьма загружена. Горожане неоднократно возмущались отсутствием транспорта, некоторые направления мэрия даже решила вернуть. Сейчас в опубликованном на сайте управления транспорта Уфы реестре числится 98 муниципальных автобусных маршрутов.
Комментарий
Эксперт по транспорту Олег Арефьев:
«Сейчас с вокзала стараются уехать на общественном транспорте, чаще всего это все-таки эконом-сегмент. Ночью на вокзал прибывают проходящие поезда, поток пассажиров не такой значительный, поэтому проблема, которая, конечно же, есть, но не такая, как в аэропорту. Если бы у нас общественный транспорт ходил хотя бы с 5:30 утра до 00:30 ночи, такой ситуации мы, разумеется, не наблюдали бы. При этом появится возможность пустить из аэропорта экспрессы, что значительно сократит время в пути до города. Думаю, соглашение аэропорта с «Яндекс.Такси» несколько снимет напряжение. Стоимость поездки на такси, полагаю, вырастет рублей на 50-100, но это приемлемая сумма за возможность уехать быстро и с комфортом. Как решение реализуют по факту — будем наблюдать. Однако это не отменяет необходимости решать вопрос с общественным транспортом, автобусами. Расписание надо пересматривать, и ответственность за это лежит на властях города и республики».