Примерное время чтения: 7 минут
5233

«Алга» или деньги. Куда катится общественный транспорт в Башкирии?

Виктор Крутов / АиФ

Прошло два года с момента запуска в республике реформы общественного транспорта, которая должна была создать инфраструктуру и привести к прозрачности денежных потоков. Но власти признали, что решить проблему «лихим наскоком» не получилось, и обещают, что произойдёт это в 2021 году. Что тормозит реформу – в материале UFA.AIF.RU.

Водители любят наличку

В двадцатых числах августа на автобусах «Башавтотранса» до 28 рублей повысилась цена на проезд при оплате наличными или банковской картой. По единой транспортной карте «Алга» он остался прежним – 20 рублей. Частники тоже подняли стоимость.

«По данным на 21 сентября в сравнении с 28 августа по единой транспортной карте «Алга» совершено поездок на 23% больше, или на 12732 поездки», - отрапортовал председатель гостранса республики Алан Марзаев на оперативном совещании в правительстве.

Но пассажиры автобусов продолжают жаловаться на водителей частных маршрутов, которые неохотно принимают плату по картам, как по  транспортной, так и банковским, и требуют оплату наличными. Особенно на пригородных и межгородских рейсах. Есть случаи, когда водители отказывают в проезде пассажирам без денег. Им невыгодна прозрачная система оплаты через терминал. К тому же за наличные билет никто не пробивает.

«Если у тебя на маршруте работают более-менее знакомые или близкие люди, проблем с безналичной оплатой не будет, - говорит индивидуальный предприниматель из г. Октябрьский Игорь Савин (имя и фамилия изменены – ред.). - Они не станут тебя подставлять. Требования наличных возможны, только если водитель или кондуктор наёмные. Также безналичная оплата может не пройти из-за технических обстоятельств.  У нас в городе нет связи с аппаратом с 29-го по 34-й микрорайон, и поэтому эквайринг не работает на данном участке».

Кроме того, частники могут незаметно для пассажира снять с «Алги» плату за несуществующий багаж. Так, 24 сентября житель Уфы Ильгиз Гизатуллин (имя и фамилия изменены — ред.) заявил об обмане водителем пазика № 272 маршрута «Телецентр — Уфимский ДОК». Он рассказал, что водитель пробил плату с карты за багаж, которого не было. На эту же маршрутку, снявшей деньги за «багаж» раньше пожаловалась молодая уфимка.

Автобусы не для мегаполиса

Самым богатым на «урожай» новых автобусов для Уфы стал стык лета и осени. За две недели в столицу республики поступили сто новых автобусов. Но вместо обещанных  вместительных «НефАЗов» город заполонили пусть и новые автобусы «Вектор NEXT», но по сути те же небольшие «пазики», не вмещающие всех пассажиров в час пик. Однако, несмотря на возмущения уфимцев, власти продолжают закупать именно их и гораздо реже просторные автобусы.

«Массовая закупка павловских автобусов среднего класса «Вектор NEXT», в первую очередь для Уфы, связана с тем, что многие заводы ушли на технологические каникулы, связанные с пандемией, разъяснил заместитель генерального директора «Башавтотранса» по пассажирским перевозкам Сергей Паскин. - Данная закупка - вынужденная мера и временное явление для качественного обеспечения транспортного обслуживания. В планах на будущее продолжение закупок автобусов большого класса именно для столицы республики, а часть «Векторов» будут перераспределены в районы. Что касается вопроса о нехватке кондукторов и водителей – он действительно есть, но решается по мере поступления автобусов, к тому же безналичная оплата картой «Алга» значительно ускоряет процесс обилечивания».

По данным гостранса республики, автобусы большой вместимости на данный момент работают только на магистральных маршрутах Уфы, таких как 51, 74, 69, 110 и т.д.

Улучшить сервис должны были «умные» остановки. В Уфе первую установили в марте 2018 года. На данный момент в городе 135 таких остановок, стоимость каждой более 800 тысяч рублей. Кроме технических наворотов в виде «тревожной кнопки», WI-FI и других, на умной остановке должно работать электронное информационное табло с номерами маршрутов и временем их прибытия. Также должны отображаться время, дата, день недели и данные о погоде. Однако в реальности это не всегда так, на многих остановках табло ничего не показывает.
Как объяснил директор МУП «Уфагортранс» Денис Гордеев, подключение остановок к электричеству проводится, но не в полном объёме.

«Это был эксперимент!»

В конце августа зампредседателя гостранса республики Рафит Ягафаров сообщил о планируемых изменениях  в системе общественного транспорта Уфы. Чиновник озвучил предложение исключить 49 из 122 маршрутов общественного транспорта в городе и ввести восемь новых, охватывающих отдалённые районы. По его словам, на периферию будут направлены автобусы средней и большой вместимости, что повысит комфорт жителей. Между тем в УФАС республики поставили под вопрос такие изменения, заявив, что ограничат конкуренцию действием, и воспрепятствует продолжению работы нескольких перевозчиков. Зампредседателя ведомства выдали предостережение.

6 октября начальник управления транспорта и связи администрации Уфы Ильдар Юланов сообщил об отказе от сокращения 49 автобусных маршрутов и отметил, что данное предложение рассматривалось в качестве эксперимента.
«Хочу заверить, что мы придерживаемся документа планирования, который был принят в январе 2019 года, – сказал Ильдар Юланов. - Там чётко прописано, какие процедуры нужно провести по организации транспортного обслуживания. Это было всё-таки экспериментом, просто посмотреть, как дублируются маршруты. Пока от этой идеи мы отказались». 

В пресс-службе госкомтранса подтвердили, что каждый муниципалитет обязан разработать документ планирования, по которому и будет развивать общественный транспорт. Часть городов, среди них Уфа, уже его подготовили . Составляется он с учётом пассажиропотока, существующих схем движения и пропускной способности улиц.

«Мы думали, что транспортную проблему Уфы можно разрешить лихим наскоком, но, как видим, история оказалась долгой. Так или иначе, к сентябрю 2021 года должна быть готова вся инфраструктура».

Комментарии

Член СПЧ при главе Башкирии, блогер Владимир Кобзев:

«Не вижу никаких улучшений в транспортной системе. Ровно наоборот – стало хуже. «Башавтотранс» в долгах на миллиард рублей сидит. «Алга» через уфимскую прокладку деньги в Москву уводит и крутит. Идею с большими автобусами толком не воплотили и ради числа шило на мыло поменяли. Вместо маленьких «пазиков» - маленькие «газики». В «Башавтотрансе» раздрай и шатания: кондукторов нет, контроля за деньгами нет – водители сами по себе катаются. Вместо упорядочивания бордель развели».

 

Кандидат экономических наук Рустем Шайахметов:

«Транспортная реформа свелась к закупке за государственный счет автобусов для ГУП «Башавтотранс», внедрению платежной системы «Алга» и изменению маршрутов автобусного сообщения в Уфе, которые не дали ожидаемого эффекта. Отсутствие ощутимых результатов связано с тем, что пытаются бороться со следствиями, а не с причинами проблем общественного транспорта.

Внедрение платежной системы «Алга» ухудшило положение автоперевозчиков, так как увеличились сроки поступлений средств на счет перевозчика, оператор взимает 4,5 % от суммы оплаты. Пассажир тоже не может оперативно узнать, сколько снялось с карты.

Закупка новых автобусов за счёт бюджета решила корпоративные проблемы ГУП «Башавтотранс», но это предприятие перевозит население на коммерческой основе, более того, получает ежегодно сотни миллионов рублей субсидий из бюджета. Республика не создала условия для стабильной ситуации на рынке пассажирских перевозок, поэтому инвестирование в эту сферу крайне рискованно. Задача республики - сформировать стабильный прибыльный рынок пассажирских перевозок, а не забирать средства из социальных программ малоимущих, пенсионеров, многодетных. Для этого необходимо изменить финансовую модель».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах