Метод экопряника. Как воспитать уважительное отношение к природе?

На эко-уроке в уфимской школе №26 © / Татьяна Хлесткина / Из личного архива

Что такое этичный бизнес, как повысить знания людей об окружающем мире, нужна ли экологическая полиция, рассказала уфимский социальный предприниматель Татьяна Хлесткина в интервью «АиФ-Башкортостан».

   
   

Поощрение за экоподвиг

Гюзель Ибрагимова, «АиФ-Башкортостан»: Татьяна Геннадьевна, что побудило вас заняться проблемами экологии?

Татьяна Хлесткина: После университета работала в сельской немецкой школе учителем. Зарплаты на жизнь едва хватало, и из деревни возила мясо, яйца, молоко, овощи и продавала их знакомым. Сейчас это называется «экопродукты с доставкой на дом». А экологией занялась… Всё началось много лет назад по дороге из Уфы в Москву. Проезжая мимо крупных городов, видела огромные свалки на окраинах. Когда ветер гуляет по полю и по всей округе летают пакеты и упаковки. А в лесу валяются салфетки, подгузники, одноразовая посуда, бутылки и т.д. Ужасное зрелище! С единомышленниками 7 лет назад открыли в Уфе проект «Без затей» и стали рассказывать про экотехнологии. Так появилась мысль объединить всех желающих жить в чистых городах или деревнях. Чтобы воспитать экологическую культуру, нужно время и терпение. Должно быть место, куда можно прийти за поддержкой, советом, обменом опытом. Одним из таких мест в городе мы и стали.

Досье
Татьяна Хлесткина родилась в Уфе в 1975 году. Окончила БГУ, факультет романо-германской филологии. Работала учителем в сельской местности и менеджером в немецких фирмах в Москве. Занимается социальным предпринимательством. Учредила благотворительный фонд экологического просвещения «Твёрдая почва».

Прикладная экология - это личная практика каждого человека, вносящая позитивное изменение в наше окружение. У нас в клубе можно найти просветительскую литературу, плакаты, видеоматериалы, а также познакомиться с доступными экологически безвредными технологиями для жилища, быта, строительства, устройства «зелёного» офиса, торговых площадей, общепита и парковок. Мечтаем о своей газете на экологическую тему, но из-за недостатка средств её издание откладываем. 

- Вы сотрудничаете с «этичными» предпринимателями, а кто они?

- Этичный бизнес - это производство и продажа качественных товаров и услуг без интенсивной эксплуатации человека и природы.

Например, вы покупаете молоко у фермера. Он знает каждую свою корову по кличке и содержит её на выпасе, а не взаперти, холит, лелеет. Это – качественный товар этичного предприятия. Здесь нет оптового скупщика, массового содержания животных, а значит, нет ущерба природе. При этом никто не наживается на труде фермера и его семьи. Или, приобретая изделия у бондаря, гончара или мастера по плетению из лозы, можно быть точно уверенным, - это товар этичного предпринимателя. Но таковыми быть сейчас очень сложно. Мы предлагаем им поддержку, хотим объединить всех и развиваться вместе. А чтобы спрос на их продукцию и услуги рос, нужно покупателей просвещать и мотивировать. Для этого мы разработали программу «Экопряник.рф»: в обмен на выложенные вами в соцсетях фото и видео своих экологических подвигов вы получаете бонусы и скидки на продукцию таких предпринимателей и ремесленников нашего региона.

   
   
Эко-пикник в уфимском парке "Первомайский" Фото: Из личного архива/ Татьяна Хлесткина

Приезжайте к нам в деревню

- Вы собирали подписи под петицией об ограничении производства и продажи пластиковых пакетов и одноразовой посуды в РБ. Но пока их продавать меньше не стали. Насколько вообще эффективны разные акции?

- Петиции и акции играют свою позитивную роль. В первую очередь, это привлечение внимания людей, отвечающих за принятие решений на законодательном и исполнительном уровнях. Наша задача достучаться до них. Лично я убираю там, где иду или проезжаю мимо. В моей машине всегда есть мешки и перчатки. Считаю, не нужно позволять другим гадить там, где вы живёте, нельзя проходить мимо с равнодушным видом.

- Тогда не пора ли ввести экологическую полицию? 

- Экополиция, конечно, нужна. Вижу её функции таковыми: контроль, просвещение, информирование об ответственности за экологические правонарушения. Только на совесть уповать нельзя. Сейчас одна российская общественная организация предложила создать экодружины из волонтёров, готовых пройти специальное обучение. Считаю это правильным. 

Фото: Из личного архива/ Татьяна Хлесткина

- Вы начинали заниматься проектом «Экологическая деревня». Насколько это сейчас актуально?

- Он весьма злободневен. Длительный период мы живём в д. Кузово на 150 дворов в Бирском районе. Понимаем, как важно иметь деревнеобразующее социальное предприятие, будь то реабилитационный центр для инвалидов, хоспис или респис (центр помощи родителям детей с неизлечимыми прогрессирующими неонкологическими заболеваниями – Ред.). Чтобы создавать подобные деревни, нужны люди, готовые выходить из зоны комфорта, делать общее дело, не ожидая указания сверху, уметь кооперироваться. Люди, уверенные в себе и уважающие себя и своё окружение: близких, животных, природу!

А пока, договорившись с местной администрацией, мы организовали там раздельный сбор бытовых отходов. Сейчас работаем над договорами с перерабатывающими предприятиями и ищем средства для закупки пресса и оплаты труда сотрудников пункта сортировки. Одно скажу: пару лет назад сюда приезжали мои друзья - немецкие учёные, социологи и антропологи, когда-то побывавшие в Америке, Африке, Азии и Японии. На их взгляд, самые лучшие условия для качественной жизни человека - это… в нашей деревне! Не знаю, что на них повлияло: то ли маленькая уютная баня, то ли «махание» лопатой в огороде, то ли блюда из свежих овощей. Нами движет любовь к малой родине, людям и к природе. Хотим возродить культуру, сохранить традиции и вернуться к истокам.

Чего боятся чиновники

- Вы хотели создать мастерские для людей с ограниченными возможностями…

- Мы спроектировали эко-просветительский центр «Улей» с интеграционными производственными мастерскими и готовы взяться за обучение и социализацию людей с инвалидностью. У нас есть мастера, готовые помогать. Но почти целый год не можем найти подходящего помещения в городе. Администрация Уфы предлагает ветхие помещения или без входов и санузлов, а делать капремонт за свой счёт и платить аренду мы пока не в состоянии. В других городах для таких центров площади предоставляют безвозмездно, и в порядок их приводят власти. Увы, судя по официальным ответам на наши прошения, городу не нужны центры социальной адаптации инвалидов, а вот самим горожанам требуются.

Чиновникам нужно научиться откликаться на реальные потребности населения. Я не знаю, кого или чего они так боятся. Считаю, у них нет духа и внутренней силы что-либо изменить вокруг себя. Законы здесь ни при чём, нужно просто человеческое внимание к проблемам.

На покупку помещения в 40 кв. м под клуб и его капитальный ремонт 4 года назад мы заняли денег у своих знакомых. Потихоньку рассчитываемся. Не представляю, что было бы, если бы оформили кредит.

Раздельный сбор мусора в деревне Кузово Бирского района Фото: Из личного архива/ Татьяна Хлесткина

- Может, ввести новый школьный предмет по экологии?

- Ничего вводить не нужно, у детей и так достаточно уроков. На математике можно посчитать, сколько каждый из нас выбрасывает мусора и сколько его скапливается ежегодно на Земле. На химии - научиться брать пробы воды, воздуха и почвы. На физике - мастерить «природные батарейки» и знать, как устроена лампа накаливания и почему её можно заменить энергосберегающими светодиодами. На геометрии посчитать, сколько места высвободится на полигоне, если не покупать пластиковые пакеты и упаковки. А на уроках технологии, к примеру, из старых джинсов сшить стильную сумку. Только сначала нужно экологически просветить тех, кто пишет детям учебники. И обязательно - чиновников, работников ЖКХ. Экологические знания пронизывают все области жизни, без них вообще сложно жить и трудиться. К сожалению, большинство людей пока не понимают этого. Наверное, поэтому мы так нелепо живём, эксплуатируя себя и природу.

Смотрите также: