«Карима читаю с радостью». Даниил Спиваковский о литературе и Уфе

Уже не первый год говорят о том, что люди стали меньше читать, а молодежь тяжело увлечь даже самым прекрасным литературным произведением. Попытку возродить любовь к чтению предприняли на федеральном уровне. Популярный артист театра и кино Даниил Спиваковский – в числе тех, кто ездит по всей стране и пробуждает любовь зрителя к книгам. Почему сегодня он считает актуальным Гоголя и какие эмоции испытывает, читая произведения башкирского писателя Мустая Карима, он рассказал в интервью UFA.AIF.RU.

   
   

Досье
Даниил Спиваковский родился в 1969 году в Москве. В 1994 году закончил ГИТИС. Играл в Театре имени Маяковского. С 2017 года руководит мастерской театрального факультета Института театрального искусства. Снялся более чем в сотне фильмов. Заслуженный артист России. Лауреат премии «ТЭФИ».

«Ваш зритель – воспитанный»

UFA.AIF.RU, Юрий Татаренко: Даниил Иванович, на ярмарке «Китап-байрам» в Уфе вы представили моноспектакль «Радость нашего дома» по одноименной повести башкирского классика Мустая Карима. Давно вы познакомились с его творчеством? И как шла работа над текстом?

Даниил Спиваковский: Начнем с того, что в рамках замечательного начинания Министерства культуры РФ в тандеме с федеральным министерством образования появилась «Пушкинская карта». Благодаря этому проекту я довольно много езжу по разным регионам, выступаю как в городах, так и в поселках со своими моноспектаклями. Читаю школьникам Пушкина, Гоголя, Лескова, Куприна, Зощенко

Вот уже два года, можно сказать, дружу с Башкортостаном. Объездил с русской классикой всю республику. А год назад министр культуры Амина Шафикова предложила мне подготовить и показать моноспектакль по прозе одного из башкирских писателей. Естественно, я выбрал вашего классика, прозаика, поэта и драматурга Мустая Карима и его замечательную повесть. Я сам сделал инсценировку, как и для всех своих моноспектаклей, подобрал музыку. И с большой радостью читаю произведение Мустая Карима для башкирских ребят.

– Остались довольны своим выступлением в Уфе? Зрители вас вроде хорошо приняли, аншлаг, и вопросы задавали…

– Да, хотел отметить не только уфимскую публику. Башкирия — чудесная, удивительная республика. Конечно же, я как актер, прежде всего, оцениваю зрителя. Ваш зритель — очень умный, очень тонкий, а, главное, воспитанный.

   
   

Артист во время спектакля всегда чувствует реакцию зала. Обратная связь — самое главное. Российская публика, в том числе башкирская, открытая, очень внимательная, вдумчивая. Это я всякий раз чувствую по дыханию зрительного зала. Самое главное, чтобы публика после выступлений не уходила домой равнодушной, чтобы произошли какие-то метаморфозы, внутренние изменения.

– Если предположить, что УФА — это аббревиатура, как бы вы ее расшифровали?

– Дайте подумать… Удивительное, фееричное, артистичное. Пожалуй, так.

– Вы многодетный папа – у вас их трое. Что они читают или слушают? Какое у них отношение к чтению?

– Наверное, сложное отношение к этому процессу, как у очень многих современных детей. Порой мне и моей супруге приходится заставлять их брать в руки книжку. Объясняем им: читать — нужно. С переменным успехом добиваемся своего: они читают, осваивают школьную программу по литературе. Стараюсь по возможности привить любовь к Пушкину, Лермонтову, Гоголю.  Я довольно много читаю старшеклассникам в проекте «Пушкинская карта» – «Мертвые души», «Ревизор», «Вий», «Шинель».

«Важно гоголевское слово о России»

– А вы как актер в «Мертвых душах» кому больше всего сочувствуете — Чичикову, Плюшкину, Ноздреву, Манилову, Собакевичу, Коробочке?

– Никого особо не выделяю. Поскольку самый главный персонаж в «Мертвых душах» - это Гоголь. Очень важны гоголевское слово, авторские философские размышления о России, ее судьбе. Считаю, что являюсь проводником между Гоголем и другими великими русскими писателями и нашими молодыми зрителями.

– Правильно вас понимаю, что и Пушкин, и Гоголь — ваши любимые авторы? А как менялись с годами ваши читательские пристрастия?

– Моя ипостась чтеца началась больше 10 лет назад: в Московском международном Доме музыки есть абонемент «Классика с Даниилом Спиваковским». Я прочитал больше 20 произведений, это и русская, и советская, и мировая классика. Сотрудничаю с разными музыкальными коллективами: с симфоническими оркестрами, ансамблями, джазовыми коллективами, оркестрами народных инструментов, солистами. Меня приглашают практически все лучшие филармонии страны. Поэтому не могу выделить двух авторов, люблю многое.

– Вы прекрасно сыграли феноменального физика Ландау, за что получили премию «ТЭФИ». В вашем актерском арсенале есть такие незаурядные персоны, как советский «серый кардинал» Суслов, император Петр Третий, а еще на сцене были Дуремаром и Кисой Воробьяниновым. Что же вы находите привлекательного в последнем персонаже?

– Этот спектакль мы играем в театре Надежды Бабкиной «Русская песня». И Киса в нем – тонкая, рефлексирующая натура. Он мечтал быть любимым, ему хотелось снова стать богатым. Главное слово про него – страдающий, пожалуй. Да, это мучающийся человек. От того, что все происходит не так, как ему хочется. А он оказался в мире чужих ценностей. И убийство Остапа Бендера он совершает из самозащиты перед жестокой реальностью. Порой он смешон – но я стараюсь донести до публики трагедийность этого персонажа.

– Не так давно, выступив в роли режиссера, вы поставили в Новосибирске популярную комедию Шекспира «Укрощение строптивой» с профессиональными артистами из разных театров, проводили даже кастинг. Возможен ли подобный проект в Уфе?

– Если поступит предложение из башкирских театров, и мы найдем время, то с удовольствием поставлю спектакль. По какому произведению, сейчас сказать сложно. Надо будет подумать, чтобы не тиражировать одно и то же по всей стране. Я люблю Шекспира и Островского. Это очень театральные авторы, они понимают сущность театра, любят артиста. Но есть и другие замечательные драматурги, писатели, поэты — и этот список просто колоссальный. Рад, что мне посчастливилось сыграть в спектаклях по прекрасным пьесам, отечественным и зарубежным.

Педагог и психолог

– К вам в Уфе подходили нынешние выпускники школ, советовались, куда поступать, чтобы стать хорошим актером. Что вы им посоветовали? Идти в московский вуз?

– Не обязательно в столичный — в любой театральный вуз страны. У нас прекрасная школа воспитания драматических артистов, основанная на системе Станиславского. Главное –  иметь желание стать актером и чувствовать, что ты готов пройти долгий и сложный путь в этой профессии. И понимать, что идешь не за популярностью, а чтобы вести честный, открытый диалог со зрителем. Только так можно добиться успеха на сцене.

– В творческой среде любят подчеркивать, что театр — это магия. А у вас был случай в жизни, подтверждающий этот тезис?

– Театр — это действительно магия, чудо, таинство, волшебство. Именно в театре рождается эмоция. А было так. Я играю в спектакле о супружеских взаимоотношениях «Взрослые игры» по пьесе американского драматурга Нила Саймона. И однажды мне после выступления передали записку: «Даниил, большое спасибо за вашу игру! После того, как мы увидели ваш спектакль, решили пожениться». Вот такая приятная зрительская реакция на мою работу и моих замечательных партнеров.

На другой спектакль, «Внимание на меня!», доктор, который лечит бронхиальную астму, привел своих пациентов. Оказалось, что они, насмеявшись, получив заряд радости, стали лучше дышать — представляете? И врач, увидев, что недуг на время пропадал, стал приглашать на постановку людей, страдающих астмой. Это здорово – делать людей здоровыми, счастливыми!

– Этот год в стране посвящен педагогам и наставникам. Кого вы считаете своими учителями в профессии?

– Конечно же, мой учитель номер один – это Андрей Александрович Гончаров, знаменитый главреж театра имени Маяковского, умерший в 2001 году. Очень многое в моей творческой биографии оставил Сергей Николаевич Арцибашев, возглавлявший «Маяковку» с 2002 по 2011 годы. Спектакли с моим участием, поставленные им, я перенес в антрепризу после ухода из этого театра. Именно эти два человека сформировали меня как артиста.

– Вы параллельно получили два образования – психологическое и актерское. Вопрос к вам как к дипломированному психологу: верно ли, что в артисты идут люди, недополучившие родительской любви?

– Глупость полная! В актеры идут те, кто любит лицедействовать, играть разные роли, перевоплощаться. И любят еще радовать публику!

– Вы проводите самоанализ? Чем вы в себе недовольны, а что ставите в плюс?

– Пожалуй, из положительных качеств выделю то, что я не позволяю себе халтурить, не иду на компромиссы в профессии. Поэтому временами могу быть таким… своенравным, капризным, дотошным – но это все ради дела. А в обычной жизни я довольно лоялен и гибок. А вот из плохого отмечу, что бываю несдержанным, могу обидеть человека, но потом обычно прошу прощения.