«Шансов стать инженером не было!» Ильдар Абдразаков – о профессии и семье

В последнее время Ильдар Абдразаков стал чаще выступать в России. © / Фонд Ильдара Абдразакова

Знаменитый оперный бас, уроженец Уфы Ильдар Абдразаков недавно удостоен государственной премии – высшей правительственной награды деятелям науки и культуры. По традиции её вручал в Кремле Президент страны. Владимир Путин назвал артиста «одним из самых востребованных оперных певцов современности». В эксклюзивном интервью «АиФ-Башкортостан» Ильдар Абдразаков рассказал о пути к успеху, своей семье, участии в телешоу и отношении к новым тенденциям в опере.

   
   

Досье
Ильдар Абдразаков. Родился в 1976 г. в Уфе. Оперный бас, лауреат международных конкурсов. Заслуженный артист России. Народный артист Республик Башкортостан и Татарстан. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» и двух премий «Грэмми». Солист Большого и Мариинского театров. С 2015 г. - художественный руководитель Международной академии музыки Елены Образцовой. В 2016 г. основал Фонд поддержки молодых талантов в области искусства, который с 2018 г. проводит ежегодные Международные музыкальные фестивали Ильдара Абдразакова.

У певцов есть свои шутки

Юрий Татаренко, «АиФ-Башкортостан»: – Голос – тонкий инструмент. Как его сберечь? Есть секреты?

Ильдар Абдразаков: – Как и в любой сфере, у певцов есть свои шутки по этому поводу. Но не стоит забывать, что у каждого голоса своя специфика. Недаром композиторы писали, например, для теноров особенные лирические партии — юношей, влюблённых персонажей. Можно сказать, что тенора - герои-любовники в опере. Им нужно особенно следить за состоянием своего голоса. Но сохранять, оберегать голосовой аппарат необходимо всем исполнителям без исключения. Возможно, определённые стереотипы вызывают ассоциации, что оперный певец обязательно должен носить шарф. Помню, Лучано Паваротти выходил на сцену с шарфом… Но не стоит думать, что данный предмет гардероба поможет кому-то петь как Паваротти!

Со временем мы изучаем свой голос и как всё взаимосвязано внутри. Потому что певец поёт не связками, звучит весь организм: тело – своего рода дека. Важно прислушиваться к педагогам в вопросах гигиены голоса – особенно по молодости, когда мы делаем первые шаги в непростом искусстве исполнения. Также важно соблюдать режим: кому-то на пользу сон, кому-то – занятия спортом, во всём должна быть мера. Это необходимо для чувства внутренней наполненности, энергии, ведь во время пения отдаёшь всего себя.

 Вы выросли в творческой семье: мама - художник, отец – кинематографист. Шансов пойти в инженеры у вас не было?

– Никаких! Но когда мне было года четыре, я мечтал быть дальнобойщиком. Наверное, ничего не поменялось с тех пор: так же путешествую по разным странам. На данный момент я объехал практически весь мир.

   
   

В 6 лет меня отдали в музыкальную школу, где я учился по классу фортепиано и также пел в детском хоре. С юности музыка сопровождала мою жизнь, любовь к пению становилась с годами всё больше и больше. У меня перед глазами был пример старшего брата, и вслед за ним я пришёл к нашему педагогу Миляуше Галеевне Муртазиной. Родители относились очень хорошо к тому, что оба сына поют, во всём поддерживали нас. Мы жили в доме творческих людей – артистов, учёных-академиков. И все мои друзья были из интеллигентных семей.

Пример для подражания

– В апреле в Уфе прошёл вечер, посвящённый 90-летию Амира Абдразакова, основателя киностудии «Башкортостан», ушедшего в 2008 году. Чему научил вас отец?

– Отец был для меня примером во всём и научил меня главному: нужно много и упорно работать, чтобы добиться больших успехов. При этом он никогда не наставлял: делай то, не делай этого. Отец работал, а мы с братом наблюдали и «мотали на ус». Мы постоянно видели, как он трудится, снимает фильмы, переживает за творческий процесс. Считаю, что его преданность профессии – прекрасный пример для подражания.

Помню моменты, когда папа просил меня подыграть ему. Усаживал за фортепиано, показывал аккорды. Сам брал скрипку и играл башкирские народные мелодии. Его скрипка хранится в нашем доме.

Отец хотел, чтобы мы выросли настоящими людьми, честными, ответственными и хорошими. В детстве отец часто гулял с нами, мы бегали на лыжах, катались на санках, играли в футбол и хоккей – такая спортивная семья. Он учил нас и на велосипедах кататься…

У отца была огромная библиотека – в основном классическая литература. Я любил читать Дюма, Тургенева и, конечно, Пушкина. В моих ближайших планах постановка нового спектакля, но не буду пока раскрывать деталей. Поэтому сейчас читаю то, что необходимо для погружения в ту эпоху, когда разворачивались события, описанные в либретто.

 Концерт в Башопере, безусловно, стал музыкальным подарком для меломанов Уфы. Нечасто на одной сцене выступают братья Абдразаковы. А каковы ваши впечатления от концерта?

- Очень интересно была выстроена программа – с прекрасным видеорядом. Мой брат искренне рассказал об отце со сцены, с большим чувством. Надеюсь, вместе с Аскаром скоро выступим снова – на праздновании 450-летия Уфы в конце лета.

Классика и современность

– Сегодня устойчивый бренд – осовременивание оперы. Ваше отношение к этому? Встречались удачные примеры переиначивания сюжета, переноса событий в другую эпоху? В каких современных постановках вам было интересно работать?

– Можно сказать, что осовременивание оперы мне нравится, есть в этом что-то прогрессивное. Конечно, важно, чтобы в итоге не получилось вульгарно, чтобы ничто на сцене не отвращало публику. Но если у режиссёра современный подход, новое решение и всё продумано – почему бы и нет? Я лично это приветствую. А кто-то ставит оперу в классической манере – и это тоже хорошо. Во всём должно быть чувство меры и вкуса.

Например, десять лет назад Дмитрий Черняков поставил «Князя Игоря» в Метрополитен-опере. Спектакль был потрясающий, красивый, современный, публика и пресса были в восторге! А два года назад режиссёр Каспер Хольтен выпустил неклассического «Бориса Годунова» в «Ла Скала», и это тоже был интересный опыт.

–​ В чем, по-вашему, секрет популярности романсов? Их поют и слушают уже двести лет!

– Русский романс очень душевный, в нём интересная музыкальная структура: простые аккорды и мелодия, затрагивающая струны сердца. В романсе есть своя магия, исполнителю важно прочувствовать её. Классический романс начинался с того, что в домашнем салоне пианист садился за инструмент, выходил певец – и случалось волшебство. Композиторы часто писали музыку под конкретных певцов, закладывая в неё внутренний монолог исполнителя. Музыку, наполненную эмоциями.

– Вы нередко появляетесь в различных телешоу. Ваше отношение к этому жанру – оперным певцам они нужны?

– Конечно, нужны. На конкурсах и телепроектах открывают прекрасных исполнителей, которые здорово поют. У нас так много больших талантов – среди детей и взрослых. Россия, можно сказать, певческая страна! Хотелось бы, чтобы больше строилось концертных залов, театров, филармоний. И чтобы там выступала талантливая молодёжь. К слову, в июле в Санкт-Петербурге пройдут занятия в Летней школе, которую проводит мой Фонд поддержки и продвижения молодых талантов. Образовательная программа пройдёт на базе Международной академии музыки Елены Образцовой.

Мастер-класс от Шаляпина

– Ильдар, с кем в дуэте – из певцов и музыкантов за всю историю музыки – хотели бы спеть? С Майклом Джексоном? С Шаляпиным? С Высоцким?

– Я очень хотел бы посмотреть спектакль с участием Шаляпина и взять у него мастер-класс. Это был уникальный певец, который создавал потрясающие образы. К счастью, сохранились записи его голоса, и мы можем через голос увидеть создаваемые Фёдором Ивановичем образы. Такова сила харизмы, которой обладают немногие.

– Ваш родной город готовится к юбилею, строятся и ремонтируются новые залы, музеи, фонтаны, скверы… Как вам кажется, какого памятника не хватает Уфе?

– Памятника великому танцовщику Рудольфу Нурееву, который вырос и учился в Уфе.

– На что вам катастрофически не хватает времени?

– На семью. Хочется почаще быть дома, с родными и близкими.

– За что бы вы самому себе поставили твёрдую пятёрку?

– Давайте оттолкнемся от известной поговорки. Я счастливый многодетный отец, построивший дом и посадивший не одно дерево.