С началом отпускного сезона вопрос «где отдохнуть?» становится острее, в том числе для тех, кто остаётся в городе. Однако новых туров и календаря летних событий в республике до сих пор так и не появилось.
Идея созданного бренда Terra Bashkiria состояла в том, что туристы будут открывать для себя Terra Incognita - неизвестную землю Башкирию, но, похоже, пока она предпочитает так и оставаться неизвестной.
Что показать?
А куда направиться этим летом? Набор традиционный: пещера «Шульган-таш» (пока вход в неё открыт), шихан Торатау, турбазы Павловки, природные парки, которые начали разрабатывать у себя экскурсионные маршруты.
«Достопримечательности слишком удалены от Уфы, простых способов до них добраться нет. Самостоятельно исследовать республику нелегко: сайты неактуальны, на них сложно найти интересующую информацию. Ехать наобум? Не раз пытались - один негатив: многого на картах нет, указатели дорог не везде», - делится уфимка Елена Галеева.
Уфу тоже сложно назвать популярным туристическим местом.
«Городу не хватает интерактива, фотозон, 3D-граффити, пеших квестов-игр, интересных экскурсий – типа по местам Земфиры или Шевчука, - комментирует член Общественной палаты Полина Вишневская. - Здорово, если бы в Уфе появились станции байкшеринга и туристские веломаршруты, чтобы быстро и с комфортом осмотреть город».
«К сожалению, в Уфе нет набережной, пешеходной улицы, где можно было бы представить наш этнографический и гастрономический колорит, нет внятного календаря событий, чтобы привлечь потенциальных туристов и развлекать уже прибывших. На фоне этого цифры о туртрафике звучат странно», – высказался менеджер одного из уфимских турагентств Тимур К.»
Что, кроме бренда?
«На туризме не специализируемся», - так после двух недель молчания сотрудники госкомитета по предпринимательству и туризму ответили на наш официальный запрос. И в это веришь: последние три месяца сайт ведомства держится только на новостях о геопарке Торатау (который в тренде из-за пристального внимания к нему врио главы) и на рейтинге отдельных туристических точек.
«Башкирия отстает в развитии туризма, даже в слаборазвитых странах (Вьетнам, Непал, Шри-Ланка и т.п.) темпы роста выше в разы, - говорит доцент УГНТУ Константин Кузьминых. - Это результат отсутствия внятной и действенной политики в отрасли. Мы теряем огромную выгоду из-за вывоза денег туристами за границу и почти отсутствия их притока в регион. В 2011 году учёные проанализировали проблему и предложили программу вывода отрасли из кризиса. Но не изменилось ничего, кроме создания бренда Terra Bashkiria.
На инерцию властей, отсутствие динамики турпотока пеняет и разработчик экскурсионных маршрутов Валерий Кузнецов.
«Южноуральский природный заповедник повернулся лицом и начал организовывать экотропы, - говорит он. - Это очень позитивно, но много чего не хватает: образованных кадров, тёплых туалетов, нормальных кафе на трассах, а главное - мировоззрения, в котором горячая вода и туалет в доме – норма».
Здесь вспоминается курьёзный случай со штрафом, выписанным дирекции заповедника «Шульган-таш» за постройку тёплого туалета для туристов. К счастью, Верховный суд отстоял здравый смысл и позволил оспорить наказание.
В поисках колорита
Согласно программе развития внутреннего туризма до 2023 года, которая заработала в 2018-м, в 2019-2020 годах в отрасль будет направлено около 150 млн рублей. Сопоставимо с прошлыми периодами, когда около 80% средств направлялось на финансирование программы соцтуризма. Согласно финансовым отчётам, только в первом полугодии 2017 и 2018 годов Башкирия получала по 1,2 млрд руб. за платные туруслуги, которые по условиям программы, должны быть направлены на инфраструктуру и повышение узнаваемости региона. Куда они ушли? Судя по отсутствию каких-либо изменений, в никуда.
«В поездке на Юмагузинское водохранилище остановились на турбазе «Башкирская деревня». Так и не понял, за счёт чего она выживает. Тишина, покой, домики пустуют. Связь на территории - отстой, вай-фая нет, национального колорита тоже - деревня точно не башкирская. Одно развлечение - прогулки на катерах», – пишет в соцсети уфимец Николай Байрамов.
«Национальный колорит должен присутствовать во всём, - считает руководитель Центра развития туризма Артур Идельбаев. - У гостей наиболее популярны этнотуры - их начали бронировать с весны. Традиционно пользуются спросом сплавы. Показать республику и не затратить миллионы, возможно, помогут глэмпинги – легковозводимые конструкции-палатки, к которым можно подвести коммуникации. За ними будущее туризма, тем более в Башкирии. У нас много особо охраняемых территорий, где запрещены капитальные сооружения, поэтому до недавнего времени туризм там не развивали. Но ситуация изменилась, и сегодня остро нужны инфраструктура, места для размещения».
Сколько стоит отдых в Башкирии (два человека, сутки)
На Павловском водохранилище:
- Комплекс «Павловский парк» - 3800- 4600
- База отдыха «Бухта Кила» - 3500-6500
- Усадьба «У Альберта» - 6000-14000 (6 человек)
Нуримановский район:
- База отдыха «Тихий берег» - 10985 – 16900 (6 человек)
Абзаково:
- Актив-отель «Горки» - 3980-10480
- Клубный отель «33 медведя» - 1100-1400
На Юмагузинском водохранилище
- Турбаза «Башкирская деревня» - 2000-3000
- Культурно-рыбное хозяйство «Иштуганово» - 11000 (10 человек)
Стерлитамакский район, шихан Куштау:
- База отдыха «Шиханы» - от 1100
Кушнаренковский район:
- Парк отдыха «Ильмурзино» - от 3500
Учалинский район:
- Туристический комплекс «Ургун» - от 4580 руб/2 ночи
Бурзянский район, Шульган-таш:
- Туристический комплекс «У каповой» - от 1000 рублей за место