«Важнее дети-инвалиды или дельфины?» В Уфе возник скандал вокруг медцентра

На общественные слушания зоозащитники пришли с плакатами. © / Гюзель Ибрагимова / АиФ

В Уфе третий месяц бурно обсуждают проект строительства дельфинария. Возможно, инвестор уже приступил бы к его реализации, если бы не активная позиция зоозащитников, выступивших резко против появления в городе такого объекта. Судя по опыту других российских городов, в таких случаях мэрия или отказывается от проекта, или игнорирует мнение горожан и все-таки открывает развлекательный водный центр. В Уфе был найден третий вариант - вместо досугового объекта решено построить медцентр, в котором будет предлагаться услуга «дельфинотерапия».

   
   

«АиФ-Уфа» узнал, что думают о таком виде лечения родители детей-инвалидов, врачи и обычные горожане.

Активисты против «тюрем для дельфинов»

Впервые объект был заявлен как океанариум. В сентябре 2019 года свой проект на заседании в мэрии представила московская компания. Инвестор предложил построить на территории популярного городского парка «Кашкадан», где сейчас проводится реконструкция, четырехуровневый развлекательный комплекс. В нем запланированы зона аквариумов с пресноводными рыбами, тропический ботанический сад, 15 террариумов и вольеров для земноводных, а также дельфинарий на 700 посадочных мест.

Уфимские зооактивисты отреагировали на эту новость немедленно, создав петицию в интернете, в которой потребовали не допустить строительства объекта – «тюрьмы для дельфинов».

«Многолетние наблюдения за дельфинами, косатками и белухами показывают, что эти животные имеют сильные семейные связи внутри своих групп. В неволе эти животные жестоко страдают, так как они высокоразвитые существа, имеющие чувства и эмоции. Потребности морских млекопитающих в движении, свободе и поддержании особенностей их питания не может удовлетворить ни один океанариум или дельфинарий. У этих прекрасных, добрых и безобидных животных не может быть другого дома, кроме моря или океана. На воле они живут дольше, чем в искусственных хлорированных тюрьмах, которыми, по сути, являются океанариумы и дельфинарии», - написано в обращении.

На сегодня под ним подписались свыше 80 тысяч человек.

Уфимцы, обсуждавшие проект в социальных сетях, реагировали неоднозначно. Часть поддержала активистов, ссылаясь на негуманность использования дельфинов в шоу. «Отлов морских животных и их транспортировка и содержание жестоки. Только недавно спасали всем миром белух из китовой тюрьмы. Нам не нужны новые тюрьмы», - написал один из пользователей Инстаграма.

«Отлов морских животных и их транспортировка и содержание – жестоки. Только недавно спасали всем миром белух из китовой тюрьмы. Нам не нужны новые тюрьмы»
   
   

Но существенная часть считает, что городу нужен развлекательный центр. «Не все родители могут вывезти детей в зарубежные страны, чтобы увидеть диковинных животных», «В городе так мало мест, куда можно сходить с детьми. Давайте еще и цирк запретим», - пишут пользователи Инстаграма. Также среди аргументов из числа пользователей Facebook – «Надо поддерживать инвесторов, которые вкладывают в развитие города деньги» и «Уфа так и останется деревней, где ничего нет – ни нормального аквапарка, ни зоопарка, ни цирка, ничего».

Океанариум превратился в медцентр

На общественных слушаниях, которые состоялись 15 ноября, внезапно выяснилось, что городские власти под давлением активистов передумали строить развлекательный центр. Теперь объект, который планируется возвести на его месте, называется «научный экоцентр образования и абилитации». Но с дельфинами.

«Полное название проекта - международный научный медицинский методический центр здоровья, образования и абилитации, - рассказала врач-неонатолог Файруза Латыпова. - Дельфинарий, да, возможно, будет, потому что дельфины лечат детей, больных ДЦП».

Главный архитектор города Олег Байдин уточнил в разговоре с журналистами, что проект – «президентский» и финансируется из федерального бюджета – речь о сумме около 1 млрд рублей. Других подробностей о будущем центре никто общественности не смог представить.

Активисты засомневались, что проект вообще существует. И предположили, что, возможно, медцентр действительно будет построен, но вскоре под этой вывеской будут проводить шоу с дельфинами.

«Администрация города, чтобы протащить коммерческий проект, начинает играть на чувствах родителей детей с ДЦП. Именно поэтому развлекательный центр внезапно превратился в научный центр абилитации», - высказала мнение активист Ольга Маловица.

Обсуждение в социальных сетях продолжилось под лозунгом, рожденным во время общественных слушаний - «Для вас кто важнее - дети или дельфины?».

Что говорят родители?

Руководитель Совета матерей Башкирии «Материнское сердце» Гульшат Ибрагимова, также присутствовавшая на слушаниях, сообщила UFA.AIF.RU, что до мероприятия она проводила блиц-опрос определённого количества родителей детей-инвалидов. По ее словам, большая часть высказалась за строительство дельфинария. Многим накладно ездить на юг и, конечно, будет удобнее приезжать в Уфу на оздоровительные процедуры. При этом она уточнила, что в ее практике не было случаев, чтобы ребёнок-инвалид, пройдя полный курс дельфинотерапии, потом встал на ноги и тут же пошёл.

«Всё лечение и реабилитация должны проходить в комплексе: ЛФК, иглоукалывание, массаж и так далее, с предоставлением льгот», - уточнила она.

В Башкирской ассоциации родителей детей-инвалидов, куда обратился UFA.AIF.RU, узнали о возможном строительстве центра от корреспондента.

Заместитель председателя ассоциации Надежда Сулейманова не считает эффективным использование животных при оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

«Нет ни одного ребёнка с ДЦП, который излечился благодаря дельфинотерапии. Эти милые животные дают просто положительные эмоции, поднимают настроение, - говорит она. - При этом стоимость таких занятий очень дорогая – около пяти тысяч рублей за час».

Нет ни одного ребёнка с ДЦП, который излечился благодаря дельфинотерапии. Эти милые животные дают просто положительные эмоции.

По ее словам, детям с таким диагнозом помогает обычное плавание, но нужны специально обученные тренеры-реабилитологи, которых, к примеру, в Уфе нет. Рядовые тренеры боятся брать детей с ДЦП на занятия.

«Властям нужно обратить внимание на другие вопросы - чтобы комплексную реабилитацию детки получали в одном месте, а не мотались из одного конца города в другой за различными процедурами. И на цены на лечение – они высокие. Бывает, что мама сама живёт на пенсию по уходу за ребёнком-инвалидом», - говорит Сулейманова.

«У меня двоякое чувство. С одной стороны, дельфинотерапия помогла моему сыну улучшить разговорную речь, и с чтением у нас стало лучше после того, как мы съездили на занятия в дельфинарий в один из курортных городов, - говорит уфимка Алина Мухтарова, мама ребёнка с ДЦП. - С другой стороны, будет ли готов уфимский дельфинарий предоставлять услуги реабилитологов-профессионалов? В каких условиях будут содержаться дельфины? Будет ли качество воды безопасным для детей? И какой будет цена занятий?»

Что говорят врачи?

Руководитель Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями города Уфы Лариса Тарасова считает, что если поставлена задача действительно облегчить детям-инвалидам жизнь, то лучше направить эти деньги в стационары или предложить адресную помощь, к примеру, по покупке инвалидной коляски.

«Дельфинарий – это красиво и показательно, в общем, шоу, но к реабилитации не имеет никакого отношения», - говорит она.

Клинический психолог Республиканской клинической больницы Руслан Сайфуллин также считает недоказанным положительный эффект дельфинотерапии для детей с неврологическими или психиатрическими заболеваниями. По его словам, общение таких маленьких пациентов с дельфинами не вызывает у них очевидного развития в познавательной, коммуникативной, психомоторной сферах.

«В отношении «лечебных способностей» животных в современной медицинской науке превалируют весьма скептические суждения. Это в полной мере относится и к дельфинам. Было проанализировано пять исследований, опубликованных за последние восемь лет, и обнаружено, что свидетельства эффективности дельфинотерапии необоснованы», - говорит он.

Председатель Национальной медицинской палаты в Башкирии Дамира Сабирзянова говорит, что ее удивили прозвучавшие заявления о внедрении дельфинотерапии.

«Нет в медицине такого лицензированного вида деятельности. Поэтому мне непонятно, что имеют в виду, когда говорят, что будут в этом центре лечить с помощью дельфинов. Да, есть такое, когда детям за определенную плату дают возможность поплавать с дельфинами под присмотром тренера, но это развлекательная услуга, не более, - говорит она. - Я думаю, нам всем надо собрать круглый стол и обсудить «за» и «против».

«У меня двоякое отношение. В современном обществе порой слишком много эмоций и желания поймать хайп. Поэтому я не очень верю в компетентность и искренность тех людей, которые утверждают, что мы убиваем дельфинов» - Радий Хабиров.

22 ноября о ситуации высказался глава Башкирии Радий Хабиров, назвав свое отношение к вопросу двояким.

«Я тоже люблю животных, понимаю, что жить в неволе плохо. Но сюда же не привезут дельфинов, которых выловят где-то там. Скорее всего, это будут те особи, которые уже где-то в неволе существуют», - сказал он.

Хабиров при этом отметил, что не верит в утверждения, что «мы убиваем дельфинов». Он предложил мэру Уфы собрать всех заинтересованных и обсудить тему.

Как строили дельфинарии в других городах

Всего в России действуют свыше 50 стационарных дельфинариев, большая часть – на черноморских курортах. Также по стране ездят около десятка передвижных дельфинариев. В последние годы жители стали чаще выступать против приезда в их город передвижной «тюрьмы» или строительства стационарного, но местные власти прислушиваются не всегда.

В 2014-2015 годах в Новосибирске группа зоозащитников выступала против строительства дельфинария. Однако 1 августа 2016 года он все-таки открылся. Такая же история случилась в Екатеринбурге. Петиция собрала свыше 70 тысяч подписей, проводились пикеты, а протестные движения поддерживал экс-глава города Евгений Ройзман. Однако в октябре 2018 года объект заработал.

А в Челябинске в 2018 году жители смогли отстоять свою позицию. Проект строительства дельфинария на территории зоопарка был отклонен администрацией города.

В городе Магас - столице Ингушетиии - против появления дельфинария весной 2019 года выступил мэр Беслан Цечоев. Он предложил на участке, где планировалось его разместить, открыть приют для животных. Также он запретил гастроли передвижных цирков.

Параллельно с событиями в Уфе похожая история развивалась в Волгограде. Местный депутат в начале осени публично озвучил идею возведения дельфинария, чтобы, как он сказал позже, услышать мнение горожан. Большая часть волгоградцев выступила против, и 23 октября стало известно, что власти от этих планов отказались.