После закрытия градообразующего предприятия Стерлитамак не перестанет существовать, хотя о былом процветании останется только вспоминать. Но есть уголки, которые ждет не просто упадок, а самое настоящее исчезновение. Одно из таких мест - поселок Шахтау.
Конец завода – конец всему?
Поселок - ровесник разработки карьера Шахтау, который уже 73 года служит источником сырья для огромного производства. Сначала в поселке были деревянные домишки, затем появились многоквартирные двухэтажки, а в начале семидесятых - и пятиэтажные жилые дома. Большой толчок к развитию поселок получил в восьмидесятые, когда Шахтау вошел в состав Стерлитамака. Здесь есть и школа, и детский сад, и несколько магазинов, и фельдшерский пункт. В поселке живут почти три тысячи человек, но каковы их дальнейшие перспективы, теперь неясно.
Жители Башкирии, которые бывали на горнолыжной базе Куштау и проезжали через поселок, вряд ли обращали на него внимание. Разве что на огромные горы фракций известняка на въезде. Именно с этим известняком тесно связана жизнь большинства жителей поселка, многие из которых прожили здесь по 40-50 лет.
«Я сюда перебрался в 1972 году. Тогда были построены только первые два панельных дома, - рассказывает Михаил Бочкарев. – Получить в городе жилье было проблематично, а здесь проще. Вот многие «содовские» сюда и переселялись. Здесь всё построено «Содой» - инфраструктура и большая часть жилья. Слышали ли мы о закрытии завода? Конечно. В поселке все разговоры только об этом. Мы все в шоке. Компания до сих пор постоянно помогает - то детский сад отремонтирует, то дороги отсыплет. Люди прекрасно понимают, что конец БСК – это и конец поселка. Мы уже с пятидесятых годов знали, что после карьера Шахтау начнется разработка Тратау, но в экономику вмешались политики, и теперь уже никто не понимает, что происходит».
Бочкарев и другие жители поселка пытались писать обращения с требованием сохранить завод, но всё напрасно. На фоне неопределенности из поселка жители стали массово уезжать.
«Мой сын работал на бульдозере в «Сырьевой компании», но вопрос с будущим завода так и не решен, поэтому он уехал работать в Подмосковье», - продолжает Бочкарев.
Подобных историй в Шахтау много. Елизавете Овчиниковой уже 87 лет, в поселке живет с начала шестидесятых. В трудовой одна запись - с 1950 по 1990 годы работала на «Соде». 19 лет назад умер муж. Дети жили в поселке с матерью, но неясные перспективы вынудили уехать на заработки на Север.
«Они не стали ждать, пока закроют «Соду», - подались по вахтам. Из Стерлитамака больше всего в России уезжает населения», - говорит пенсионерка (поправка: Стерлитамак – лидер по оттоку трудоспособного населения не в России, а в Башкирии – Ред.).
Взрывы под землей – угроза экологии?
Поселок находится в окружении гор, место это непростое. Жители почти каждый день слышат взрывы, которые звучат на карьере. Правда, раньше они на это почти не реагировали – привыкли, да и особых помех им это не создавало.
«Был хлопок, а затем дымок, - вспоминает Елизавета Тимофеевна. – Но всё это спокойствие закончилось, когда известняк стали добывать из глубин, и взрывная волна пошла под землей. Теперь после взрыва в доме всё трясется. Добычу известняка из-под земли надо прекращать. Мой сосед - горняк, всегда говорил, что подземная добыча на Шахтау может вызвать выход «лавы», в нашем случае это вода, и просто залить поселок.
Сегодня некоторые горячие головы пытаются утверждать, что добывать известняк можно и глубоко под землей, но жители поселка единогласно против - добычу нужно прекращать, пока не случилась экологическая катастрофа. Как можно скорее нужно начинать разработку нового карьера, а здесь заняться рекультивацией территории.
«А все болтуны пусть сначала поживут тут и на себе испытают, что такое подземная добыча, а потом языком мелят», - говорят местные.
Молодежь уезжает в поисках работы в другие регионы, а в поселке остаются лишь старики, но надежда на лучшее будущее у людей все же остается. Сейчас на окраине поселка началось строительство школы на 340 мест. Кто будет в ней учиться, пока непонятно. В планах до 2022 года построить в Шахтау семь трехэтажных многоквартирных домов. Эти проекты свидетельствуют о том, что вера в благополучное разрешение ситуации с градообразующим предприятием Стерлитамака еще сохраняется, как и надежда на то, что поселок продолжит жить.
Смотрите также:
- О возрасте лучше молчать. 95-летний изобретатель Зельдин мечтает о «Нобеле» →
- «Будут шнырять катафалки». В Уфе жильцы выступают против появления хосписа →
- «Не толкайте падающего!» Священник о спасении бездомных людей →