Советский районный суд Уфы вынес приговор по делу, где одним из обвиняемых проходил координатор профсоюза медиков «Действие» в Башкирии Антон Орлов. Общественник, запомнившийся по «итальянской забастовке» работников скорой в Ишимбае, признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере и получил срок в колонии. Сам он связал уголовное преследование именно со своей общественной деятельностью. Чем запомнился Орлов как правозащитник и что именно доказал суд, рассказывает UFA.AIF.RU.
За другое дело
Судебный процесс никак не касался правозащитной деятельности активиста. Антона Орлова и двух его подельников – Вячеслава Гизатуллина и Константина Соколова – признали виновными в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при поставке топлива. Как следует из решения суда (копия имеется в распоряжении редакции), речь идет о сделках, совершенных в 2020 году. Орлов тогда работал заместителем директора ООО «Нефте-сервис». Позже он сосредоточился лишь на «Действии». В беседе с корреспондентом UFA.AIF.RU в день вынесения приговора он пояснил, что ушел из бизнеса, потому что «нашел себя на другом поприще».
Орлов признан виновным по двум эпизодам. Суд установил, что в феврале 2020 года он, работая в «Нефте-сервисе», похитил свыше 11,3 млн рублей под предлогом поставки топлива компании YUSUF BOBO FAYZ (Узбекистан). Также вместе с Гизатуллиным и Соколовым он не исполнил контракт по поставке сжиженных газов фирме «Гайрат-82». При этом официально Орлов в «Гермесе» никакой должности не занимал, это была компания Гизатуллина, а Соколов лишь оказывал этой фирме юридические услуги на безвозмездной основе. Ущерб составил свыше 14,8 млн руб.
Вину Орлова и его подельников суд счел полностью доказанной. Учтены были, прежде всего, показания свидетелей-работников указанных компаний. Представители потерпевшей стороны сообщили, что написали заявления в полицию в первой половине 2020 года, после того, как стало очевидным неисполнение обязательств. Кроме того, одна из свидетельниц сообщила, что Орлов лично руководил «Нефте-сервисом» и контролировал все денежные вопросы, при этом документы подписывала она, так как была оформлена директором.
Орлов в суде заявил, что контракт с узбекской компанией не был исполнен на момент его увольнения, а почему это не произошло позже, он не знает. Доводы подсудимого о том, что свидетели его оговорили, чтобы избежать ответственности, суд счел «надуманными».
Выписки по счету «Нефте-сервиса» показали, что средства, полученные от компании из Узбекистана, расходовались с марта по август 2020 года, но не на закупку нефтепродуктов. Деньги уходили на нужды компании: оплату налогов, транспортные расходы и т.д. При этом покупателю направлялись гарантийные письма о том, что продукция будет поставлена.
Деньги, полученные «Гермесом», переводились на счета компаний, не связанных с исполнением договорных обязательств перед «Гайрат-82». Позже Соколов и Гизатуллин забрали эти деньги наличными, якобы с намерением исполнить обязательства, но в итоге этого так и не произошло.
Почему в колонию?
В итоге Орлов получил 6,6 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима и штраф в 250 тыс. рублей. Вячеслав Гизатуллин и Константин Соколов - 5 лет и штраф 200 тыс. и 4 года и 10 месяцев и штраф в 150 тыс. соответственно. Также они должны будут выплатить сумму ущерба с процентами – в общей сложности более 30 млн руб.
Защита Орлова уже заявила, что планирует обжаловать приговор, так как считает его слишком строгим.
«Мы рассчитывали, что по второму эпизоду (с ООО «Гермес» - прим. редакции) Орлов будет оправдан, обвинение строится исключительно на показаниях двух подсудимых, которые таким образом пытаются минимизировать свою роль в этом, кроме того, мой подзащитный не занимал в этой компании никакой должности», – пояснил его адвокат Рамиль Гизатуллин.
Не удовлетворена приговором и потерпевшая сторона, хотя о намерении обжаловать приговор не заявляет.
«Нас бы гораздо больше устроил условный срок с полной компенсацией материального ущерба, – говорит адвокат Радим Иванов, представляющий интересы компании «Гайрат-82». – То, что осужденных отправят в колонию, никак не поможет потерпевшим в финансовом плане, ведь им нужно вести бизнес. Обжаловать приговор мы не планируем, так как уверены, что это сделает защита осужденных, но при рассмотрении дела в апелляции мы обозначим свою позицию».
Эффективный общественник
Об уголовном преследовании Антона Орлова СМИ стало известно в январе этого года, тогда же, как следует из материалов Советского райсуда, дело поступило на рассмотрение. Общественник сразу же заявил, что его дискредитируют, потому что информация об уголовном деле в СМИ и соцсетях появилась после предупреждения об «итальянской забастовке» медиками Ишимбайской ЦРБ. Повторил он это, и общаясь с журналистами в день вынесения приговора.
«Мы очень удивились, когда узнали об уголовном деле в отношении Антона Орлова, - говорит один из участников "итальянской забастовки" в Ишимбайской ЦРБ Рамиль Разяпов. – Вообще, Антон нашу акцию не инициировал. Мы сначала долго обращались к главврачу по поводу отсутствия положенных выплат, проблеме укомплектовки бригад, это не дало толку, мы начали писать жалобы во все инстанции. Нам никто не отвечал, тогда стали искать, кто может помочь, и решили обратиться в "Действие". Кстати, "итальянская забастовка" тоже была личным решением коллектива, Антон только помогал нам правильно составлять обращения к властям, ни в чем нас не убеждал и ни на что не провоцировал».
Председатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал сообщил UFA.AIF.RU, что Антон Орлов обратился в правозащитную организацию во второй половине 2020 года и сам предложил свою помощь.
«Он пояснил, что много слышал о нас ранее и искренне считает необходимым развитие независимого профсоюзного движения в стране, это отвечает его взглядам как коммуниста. Антон был назначен координатором по Республике Башкортостан на безвозмездной основе. То есть он работал у нас на общественных началах, а трудоустроен был в КПРФ, – рассказал Коновал. – То, что у нас появился такой опытный активист, дало толчок развитию профсоюза в республике. Количество наших организаций в Башкирии увеличилось в 4 раза».
Был свидетелем, стал виноват?
В профсоюзе не исключают, что жёсткость приговора связана с активной гражданской позицией Орлова. Коновал также сообщил, что Антон стал обвиняемым по данному уголовному делу именно по время кампании по «итальянской забастовке» сотрудников скорой в Ишимбае. Ранее, по его данным, он проходил по данному уголовному делу в качестве свидетеля.
«Протест ишимбайских медиков вызвал серьёзный резонанс и вскрыл ситуацию с реальными зарплатами сотрудников скорой помощи в Башкирии. В то же время мы не рассматриваем этот случай как начало гонений на наш профсоюз. Должен отметить, что правоохранительные и надзорные органы в Башкирии (прокуратура, государственная инспекция труда) эффективно работали по вопросам защиты трудовых прав работников здравоохранения, которые поднимал и курировал Антон Орлов в качестве регионального координатора. То, что сейчас Антон не имеет возможности продолжать правозащитную деятельность в наших рядах, – серьёзная потеря, но как бы ни развивались дальнейшие события, профсоюз "Действие" в Башкирии продолжает работу».
«Антон Орлов успел проработать у нас менее полугода, – говорит первый секретарь башкирского рескома КПРФ Юнир Кутлугужин. – До его прихода у нас было вакантно место заведующего сектором по молодежной политике, на которое он и пришел. За этот короткий период он показал себя с хорошей стороны. Проявил организационные способности, сумел наладить работу с молодежью. Отлично провел празднование столетия пионерской организации. Мы, по мере своих сил, будем всячески поддерживать Антона в его непростой ситуации.»
UFA.AIF.RU следит за развитием событий.