Отправят подальше. При бомбардировках в Башкирии спасут эвакуацией

В бомбоубежища пустят только работников предприятий, для остальных - эвакуация или подвал. © / Яна Лесных / АиФ

В Башкирии пока введен режим базовой готовности, и власти начали проверять бомбоубежища на предприятиях. Но их осталось мало, и основную массу населения в случае реальной угрозы планируется эвакуировать. В Уфе обещают укрыть все население, правда, для этого предлагается использовать, в том числе, подвалы, которые для этого не приспособлены. В каком состоянии объекты гражданской защиты, как спасаться обычным людям, выяснял UFA.AIF.RU.

   
   

Как сообщат об угрозе?

В случае угрозы нападения противника на помощь должна прийти региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения. Сигнал «Внимание всем!» будет передаваться через громкоговорители, по каналам теле- и радиосвязи. По словам замначальника службы обеспечения мероприятий гражданской защиты Госкомитета республики по ЧС Лилии Каримовой, не услышать его невозможно: он будет громче и продолжительнее. Сама система недавно модернизирована: с 1 июня 2021 года она принята в эксплуатацию, работоспособность проверяется ежемесячно.

«Сейчас ситуация штатная, поэтому сигнал в полной громкости не подается, вы слышите просто информирование. Оно уже было, например, в начале пандемии или летом, когда много несчастных случаев на воде, в пожароопасный период, – пояснила она. – В населенных пунктах, где нет сирен, будут проезжать машины со специальными громкоговорящими устройствами. То есть этот сигнал доведут максимально. Важно не паниковать, прослушать информацию, взять документы, запас еды и воды на сутки и действовать по инструкции».

В столице республики, по данным Управления гражданской защиты Уфы (УГЗ), для передачи сигнала также используют 13 терминальных комплексов. Они установлены в торговых центрах, вузах, аэропорту, на вокзалах, а также  на 45 остановках общественного транспорта. Также планируется рассылка по СМС, в социальных сетях, публикации в интернете, установка баннеров улицах и видеотабло в автобусах «Башавтотранса».

В бомбоубежища пустят не всех

Через систему оповещения обещают сообщить, куда идти и как действовать. В частности, будут озвучены точки сбора. Потому что главным способом сохранения жизни людей, по словам Лилии Каримовой, станет эвакуация в безопасные районы. Места расположения бомбоубежищ, информацию о которых ищут сейчас многие, не раскрываются. Как пояснили в ведомстве, такие объекты расположены под зданиями предприятий, которые продолжат работать в военное время. И предназначены только для сотрудников этих организаций – обычных людей туда все равно не пустят.

В советские годы укрытия для населения строили по всей стране. Под стратегическими предприятиями располагали бомбоубежища 1 и 2 классов, заводами оборонного значения - 3-го, жилыми домами, соцобъектами – 4 и 5-го. Все такие помещения включали несколько комнат, места размещения, санузел, обязательный запас воды, средства индивидуальной защиты. В настоящее время понятие «бомбоубежище» считается устаревшим. В нормативной документации используется термин «защитное сооружение гражданской обороны». К ним относят убежища (защищают от ядерных и химических атак), укрытия (от обычных взрывов) и противорадиационные укрытия.

   
   

Уфимцам, которые не успеют эвакуироваться, в УГЗ предлагают прятаться в подвалах жилых домов, торговых центров, общественных зданий. Такие объекты относят к простейшим укрытиям. В столице Башкирии их насчитывается более 2 тысяч, они учтены в специальном реестре. 

«Вместимость вышеуказанных помещений позволяет укрыть все население города, их состояние оценивается как удовлетворительное», – отметил руководитель Управления гражданской защиты Рафаэль Ахметов.

В войну поможет ЖЭУ?

В УГЗ также сообщили, что о местах укрытий в подвалах людям сообщат их ЖЭУ. Это заявление и возмутило, и рассмешило жителей – ведь у многих сложилось печальная практика взаимодействия с жилищными участками. До них сложно даже просто дозвониться: большинство телефонов, указанных в интернете, не работают. Да и для укрытия многие подвалы приспособить сложно.

«О какой помощи ЖЭУ можно говорить, если заявки систематически не выполняются, дозвониться можно только через диспетчерскую, и информация только на следующий день доходит до участка, – возмущается житель дома 10/2 на улице Гагарина Ирек Бакиров. – Что-то они, конечно, могут сообщить старшему по дому, но у нас, например, он в чат пишет с большим опозданием. Что касается подвалов, то он у нас весь в фекалиях, рой комаров! Если туда людей загнать, они там задыхаться начнут!»

«Одно дело – обращения жителей, другое – разнарядка от вышестоящих, думаю, реакция будет другой, – рассуждает старшая по дому МКД на улице Зорге, 35/1 Елена Миргородская. – Но у нас подвал такой, что мне с ростом 174 см приходится там нагибаться – какое же укрытие там может быть».

«Мы сейчас готовим подвалы в том плане, что осматриваем их на предмет наличия достаточных площадей, возможности размещения туалетов, – говорит директор ООО «ЖЭК № 19» Уфы Александр Матвеев. – Сроки нам установлены очень сжатые, сейчас проводим очистку, делаем мелкий ремонт. Потом гражданская защита осмотрит и даст необходимые рекомендации. Что касается ключей для жителей в случае угрозы, то это тоже уже все прописано, решается через управляющую компанию».

Пятиэтажка рухнет, из подвала не выберешься – могила, по сути!

«Распоряжений от властей проверять подвалы у нас не было, да и зачем оно? У нас в городе есть бомбоубежища – специально отведенные места, – говорит директор ЖЭУ № 3 Сибая Рафис Шарафутдинов. – А подвал – какое из него укрытие?  Пятиэтажка рухнет, не выберешься – могила, по сути».

Разбазарили, а теперь эвакуация?

Александр Матвеев вспоминает, как в советские годы в Уфе бомбоубежища были «буквально под каждым домом». Их осмотр проводился регулярно.

«В 2000-х годах эти помещения за ненадобностью передали коммерческим структурам – сейчас они используются под склады, клубы, другие развлекательные организации. В общем, разбазарили все, теперь это понадобилось, а уже не вернешь», – сетует он.

Помимо защитных сооружений, в период холодной войны проводилось обучение по гражданской обороне, поскольку это было частью государственной политики, напоминает директор военно-патриотического клуба «Голубые молнии» Марат Адигамов. Необходимые знания получали уже в школе – на уроках начальной военной подготовки. Старшеклассников учили, как действовать при ядерных взрывах и химических атаках, пользоваться противогазами, что делать при эвакуации. Создавались даже специальные макеты бомбоубежищ.

«Конечно, это было правильно, просто потом расслабились, стали со всеми дружить, – рассуждает Марат Адигамов. – Предмета НВП больше нет, есть только ОБЖ, но никакие практические знания дети там не получают. Даже обучение в кадетских классах, за небольшим исключением, к сожалению, сводится к ношению формы. Поэтому в случае реальной угрозы система не сработает, если с населением не провести подготовительную работу, не отработать это на практике. Это ведь не так просто, как кажется – включить сирены, провести эвакуацию и вывезти население в какой-нибудь район. Люди должны понимать, как им нужно действовать. Надо признать, что пока мы к экстренной ситуации не готовы».