Оставили без сладкого. Жители Башкирии против медового проекта французов

Флешбом в защиту башкирской пчелы собрал жителей несколько городов и районов республики. © / Султан Калимуллин / Из личного архива

В Ишимбайском районе Башкирии растет недовольство населения из-за крупного инвестпроекта по производству меда. В минувшие выходные здесь прошел несогласованный массовый флешмоб. Люди возмущены тем, что чиновники дали «зеленый свет» французскому инвестору в ущерб интересам местных производителей. Пасечники также опасаются ассимиляции башкирской пчелы, которая производит известный на весь мир продукт. Региональные власти поспешили заявить о политизации процесса, а люди утверждают, что они всего лишь выступают за свой заработок, сохранение села и вековых традиций. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.

   
   

Предупредили, но не остановили

Возмущаться планами иностранного инвестора и региональных властей в Ишимбайском районе начали еще в начале февраля. Поводом стало то, что региональный минлесхоз назначил на 5 марта аукцион на аренду под пчеловодство 14 участков на территории Макаровского лесничества. Жители деревень Саргаево, Исякаево и Ибраево 5 февраля собрались на сход и записали видеообращение. Их главные претензии заключались в том, что власти отдают в аренду участки, расположенные в непосредственной близости от ульев местных пасечников: пчелам просто не хватит кормовой базы, к тому же это территория госзаказника «Ишимбайский». Кроме того, пчеловоды заявили об опасности ассимиляции башкирской пчелы из-за возможного массового завоза других пород. 

В минувшее воскресенье, 20 февраля, на трассе между деревнями Макарово и Исякаево прошел массовый флешмоб. Участники сообщили UFA.AIF.RU, что на акцию собралось около тысячи человек – пчеловодов и поддерживающих их граждан. Здесь были представители не только Ишимбайского, но и других районов республики – Стерлитамакского, Буздякского, Мелеузовского. Люди шли по трассе и скандировали лозунги в защиту своей земли и башкирской пчелы. Акцию власти активистам не согласовали. Сослались они на неправильное оформление уведомления, а также на недавний указ главы региона о запрете мероприятий с участием более чем 30 человек.

«После 5 февраля нас приглашали в полицию, заставили писать объяснительные за наличие плакатов, во второй раз претензий пока не было, – рассказывает активист, подававший уведомление об акции в администрацию, Султан Калимуллин. – Хотя до флешмоба я получил предостережение от полиции о недопустимости нарушений закона».

Флешмоб - политизация?

Активист рассказал, что пока люди не начали открыто выступать против проекта, власти неохотно шли им навстречу. Еще до схода в начале февраля в районной администрации предлагали встретиться в конце марта. На неделе, в конце которой был запланирован массовый флешмоб, с жителями пообщались даже дважды – в четверг и субботу, 17 и 19 февраля. Обсуждать ситуацию с недовольными приезжали и районные, и республиканские чиновники. Что примечательно – от флешмоба не отговаривали, а разговаривали о проблеме.

«При определении участков для инвестиционного проекта не учли позицию местных пчеловодов, – написал вице-премьер правительства Башкирии Азат Бадранов на своей странице в Facebook по итогам первой встречи с пасечниками. – Эту бюрократическую ошибку мы исправим, участки для инвестпроекта будут скорректированы».

Как рассказали UFA.AIF.RU участники встречи в четверг, «ошибка» минлесхоза заключается в том, что инвестора, оказывается, интересуют не все 14 участков, а лишь шесть. В аукционе предложили принять участие местным производителям меда. А еще выяснилось, что ишимбайские пчеловоды не пользуются мерами господдержки, которые есть в республике. Для решения всех проблемных вопросов договорились сформировать рабочую группу из местных предпринимателей.    
   

В понедельник, уже после состоявшегося флешмоба, Азат Бадранов заявил, что по ситуации в Ишимбайском районе происходит «предметное расшивание» и наблюдаются попытки  «односторонней политизации этих вопросов». Последнее, по его мнению, выражается в проведении несогласованных публичных акций.

Он сообщил также, что по итогам второй встречи сформулированы предложения по лесным участкам для пасек как местным пчеловодам, так и инвесторам. А уже 22 февраля, состоится встреча инициативной группы по созданию «Общества пчеловодов Ишимбайского района». Что касается флешмоба, то, по данным Бадранова, масштаб мероприятия организаторы преувеличили.

«Могу сказать, что мы планомерно движемся в рамках обсужденных вопросов, - прокомментировал вице-премьер. - Тем, кому нужно вывести людей на улицы, совершенно безразлично реальное решение проблем ишимбайских пчеловодов и уж тем более состояние и популяция “башкирской” пчелы. В противном случае эти “неравнодушные” к проблемам региона люди подключились бы к предметному обсуждению вопросов».

Чего хотят французы

Ишимбайский район – одна из первых площадок, где французские инвесторы Патрик Хоффман и Антуан Менделовичи планирует развернуть масшитабное промышленное производство меда. Следующие локации – Бурзянский, Куюргазинский, Кугарчинский районы, всего, по данным регионального правительства, планируется создать сеть пасек в 11 муниципалитетах республики, на 30 тыс. пчелосемей. В столице республики будет работать завод по переработке медовой продукции. Также предусмотрен запуск лаборатории международного уровня по оценке качества меда. Продукцию планируется производить в основном на экспорт в страны Европы и Азии.

Также бизнесмены обещали организовать работу по сохранению генетики башкирской популяции среднерусской пчелы и продвижению бренда республиканского мёда. Оператором выступит компания «Би Хэппи». Всего на производстве появится 160 новых рабочих мест. Общий объем финансовых вложении – 3,8 млрд руб. Инвесторы получат налоговые льготы и господдержку в виде возмещения части затрат на закупку оборудования.

По данным местных жителей, компания уже проводит проектно-изыскательские работы под один из объектов недалеко от деревни Макарово. В компании «Би Хэппи» ситуацию не комментируют: стационарные и мобильные телефоны руководства недоступны.

«Убьют деревню и традиции»

В прошлом году созданное под проект предприятие уже размещало вакансии на рекрутинговых порталах. Средняя зарплата составляла – 15-17 тыс. руб. Все опрошенные жители деревень Макаровского сельсовета говорят, что зарабатывают больше. А пчеловодство для многих – не только заработок, а часть национальной культуры и традиции.

Амиру Рахимову 60 лет. Он родом из Исякаево, а сейчас живет в Макарово. С пчеловодством знаком с детства, пасека здесь была еще у его прадеда, до Великой Отечественной войны. С годами и Амира к этому делу потянуло. Сначала было всего 5-10 пчелосемей, теперь 25. Участок площадью 1,6 га он взял в аренду на 49 лет. В перспективе хотел бы вплотную заняться пчеловодством. Но французские инвесторы разрушили все его планы.

«Я уже наблюдал за этими приезжими, они получают «разовые билеты» на установку ульев, привозят пчелопакеты, потом забирают мед, а пчел просто выкидывают. Плюс они везут пчел не башкирких, а белорусских, неизбежно произойдет смешение», – говорит он.

Хочется, чтобы правительство повернулось лицом к людям.

 «Этот проект неизбежно приведет к монополизации рынка, – рассуждает Султан Калимуллин, который держит пасеку у деревни Исякаево. – В конечном итоге это приведет к гибели деревни, разрушению многовековых национальных традиций. И, конечно, нас возмущает то, что местных производителей республика не поддерживает. Ведь на тот же участок, где они сейчас ведут проектные работы, ранее претендовали несколько местных предпринимателей – им ничего не дали, а французам можно! Хочется, чтобы правительство повернулось лицом к людям, а вокруг главы региона были компетентные люди».

Что будет с башкирским медом?

Что касается башкирской пчелы, то популяция ее действительно может пострадать, констатируют специалисты.

«Все будет зависеть о того, каких пчел и в каком количестве инвестор завезет, – поясняет директор Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии Ревнер Байтуллин. – Если это будет не среднерусская башкирская пчела, то метизация (скрещивание пород – прим. редакции) возможна. Это плохо, потому что тогда наша пчела потеряет возможность хорошо зимовать. Оценить возможный ущерб для нашей популяции не представляется возможным, потому что пока нет точных данных о том, сколько пчел у нас всего в регионе: мониторинг мы планируем провести в этом году. Что касается размещения ульев, то концентрировать их в одном месте действительно нельзя. Для любительских пасек необходимое расстояние составляет 1,5-3 км, для племенного пчеловодства – 25. Если эти требования будут соблюдены, то кормовой базы хватит на всех».