Дело – труба. Как чистую реку в Уфе заточили в канал и залили помоями

Некогда по Сутолоке ходили пароходики и катера, для них были обустроены небольшие пристани. © / Национальный музей РБ

Вряд ли многие из водителей, едущих в многополосном потоке по проспекту Салавата Юлаева, подозревают, что путь их лежит по долине реки Сутолоки – когда-то полноводному и быстрому притоку Белой. Между тем, по рассказам старожилов, когда-то Сутолока была даже судоходной, по ней сплавляли лес, а её воды изобиловали рыбой. Сегодня эти рассказы воспринимаются лишь как красивая легенда. В реке давно плавает один мусор. Как кристально чистый водоем стал сточной канавой, рассказывает «АиФ-Башкортостан».

   
   

От самых истоков

По версии летописца Уфы Михаила Сомова, название речка получила «от быстрого своего течения в весеннее время», и слово «Сутолка» составилось из ногайско-татарских слов: «су» (вода) и «тилак» (бешеный). Другой вариант перевода: «су» (вода) и «калка» (бить, вздыматься) – ведь первоначально река именовалась Суколока. Есть и версия, что её название связано с растущей по берегам вербой («талык»).

Когда встал вопрос о строительстве Уфимской крепости, берега Сутолоки выглядели идеальным вариантом: защита водой с востока, возвышенность, с которой открывается вид на долины, с другой стороны - лес, где много материала для строительства.

Некогда исток Сутолоки находился в неглубоком овражке вблизи радиостанции Коминтерна. Но уже на карте 1939 года начало её показано у просёлочной дороги, на месте которой вскоре появится улица Полтавская (с 1972 года – 50 лет СССР) и завод № 40. Вот что пишет об этом журналист и краевед Вадим Марушин: «Долгое время река текла небольшим ручейком через грунтовую дорогу, ведущую к большому пустырю, на котором в настоящее время расположен ипподром Акбузат. Затем, зажатая в трубе, «нырнула» под асфальтовое полотно улицы Лесотехникума, и неспешно, нешироким ручьём сбегала в овраг, создавая речную долину. По пути питала садоводческие участки, расположенные по её берегам. Свою силу пополняла за счёт многочисленных родников, встреченных по пути…».

Коренные уфимцы помнят рассказы предков о том, что когда-то в Сутолоке ловилась рыба, в том числе форель и хариус – а это своего рода индикатор чистоты водоёма.

«Как рассказывал отец, большие деревянные садки привязывались к берегу, - пишет Вадим Марушин. - Прямо из них шла бойкая торговля оптом и в розницу... Рыба была разная: лещи, судаки, язи и сомы с налимами. Иногда продавали белужку – белорыбицу, которая поднималась в реку Белую и её притоки с Волги. Покупали её или вскладчину, или зажиточные люди, так как вес её достигал нескольких десятков килограмм. Торговали здесь, как выражался отец, и «сорной» рыбой: сорожкой, ельцами, карасями и другой мелочью. Рыбачил в самом устье Сутолоки и я с друзьями. Ловили удочками эту «сорную» рыбу. За утро на пару с другом налавливали по 2 кг. Весной во время половодья устье Сутолоки из-за её тиховодья представляло собой надёжный залив с пристанью. Здесь причаливали небольшие барки, гружённые зерном, лесом, солью или железом, другими товарами... После разгрузки судна в него грузили товары, произведённые уфимскими купцами и мастеровыми людьми».

К слову, именно через Сутолоку, вблизи впадения её в Белую был построен и один из первых уфимских каменных мостов. 

   
   

«Грязная» история

Город разрастался, река вошла в черту города. Более зажиточный народ переселялся выше, в Старой Уфе оставались лишь простые сословия. Позже по берегам Сутолоки возникли пять пригородных деревень: Глумилино и Дубовка в верховьях по правому берегу, и три деревни Новиковки в среднем течении, в районе современной улицы Сагита Агиша. Уцелевшие частные дома одной из Новиковок по сей день соседствуют с Ботаническим садом. На карте 1911 года устье Сутолоки отмечено вблизи мелких заводиков по производству кирпича неподалёку от последних домов по улице Уфимской (Чернышевского). Согласно справочнику 1911 года, на берегах Сутолоки помимо этих, как тогда говорили, «кирпичных сараев», стоял и заводик тюремного ведомства.

К сожалению, помимо источника воды реку сочли прекрасным способом избавления от мусора. Многочисленные заводики и жители прилегающих деревень выкидывали в воду всё что могли, превратив реку в экологически опасный объект, загрязняющий Белую. Примерно с 30-х годов к этому «грязному делу» подключились жители окрестных улочек.

И всё же самые печальные в плане экологии места на Сутолоке начинаются в районе Старой Уфы. Ещё в 1960-е в речке периодически наблюдалась мыльная вода из уфимских бань, склоны оврага были буквально залиты помоями и завалены разного рода отходами, вплоть до трупов домашних птиц и животных. С таянием снега всё это «добро» плыло прямиком в Белую… С 50-х годов свой весомый «вклад» в загрязнение некогда чистой реки стали вносить и садовые участки, раскинувшиеся по склонам оврага в районе 40-го завода.

С освоением новых территорий менялся облик самой реки - часть её скрыли под землёй, часть - заточили в бетонные трубы («канализировали», как говорят специалисты).

С наступлением 2000-х, с началом строительства проспекта Салавата Юлаева Сутолока практически исчезла с карты города – теперь почти на всём своём течении она спрятана в трубы, а местами просто засыпана. Последний километр своего пути Сутолока бежит вдоль старинной улицы Посадской. С тех самых пор уфимцы сетуют: на протяжении всей «Салаватки», на тех участках, где упрямая вода всё-таки находит выход, царит стойкое, неистребимое  зловоние.

Конец легенды

Как пишет Вадим Марушин, некогда к берегам Сутолоки спускались 24 улицы: к правому - 17, к левому - 7. Сегодня от всех улиц и переулков осталась одна Большая Московская. У самой Покровской церкви в Сутолоку впадали (или впадают?) сразу два вполне мощных ручья, ну, или речушки. В Уфе таких много, но имени удостоена лишь одна – Ногайка («Нагайский ручей» на плане 1785 года). Правда, бравые проектировщики посчитали её излишней и загнали в трубу – конец Ногайки можно увидеть чуть восточнее мостов на Оренбургской переправе.

…Глядя на сегодняшнее состояние Сутолоки, задумаешься: может и правда, все эти пароходы, пристани и рыбаки с их богатыми уловами – не более чем сказки старожилов? Но лет 50 назад видел лично: сновали по Сутолоке рыбацкие суда, а на берегах её раскинулись многочисленные пристани. Другое дело, что суднами были деревянные лодки-плоскодонки, а пристанями – скромные колышки на берегу. Да и происходило это всё в разгар половодья, когда не Сутолока впадала в Белую, а сама Белая на несколько метров покрывала собой её круглые камни. А в другое время года – даже весной – воды едва хватало, чтобы покрыть камни на дне речушки. А теперь же с этим точно – дело труба…

Кстати

В последние годы власти по настоянию уфимцев решили обратить внимание на состояние реки. В 2019 году в архитектурном сообществе даже прошёл конкурс на лучший проект благоустройства общественного пространства у впадения Сутолоки в Белую. Тройка победителей получила дипломы и денежные премии, конкурсные работы показали на международном фестивале «Зодчество-2019». К сожалению, пока все мероприятия ограничились обустройством металлического моста через Сутолоку и оборудованием лестницы к нему. Впрочем, жители прибрежного частного сектора, не помнящие тех лучших времён, рады и этому.