Без конкуренции. УФАС об особенностях проведения госзакупок в Башкирии

В 2019 году торгов с участием единственного поставщика в республике стало больше в четыре раза – на 5 млрд рублей. С учётом выигранных конкурсов за пределами региона сумма будет на порядок выше.

   
   

С единственным поставщиком

Львиная доля госзакупок – это строительство и ремонт социальных объектов, меньшая – поставки оборудования. Контракты начинаются от 10 млн рублей, есть и на сотни миллионов. Почти 40% торгов проходят с единственным поставщиком, хотя такая практика допускается лишь в исключительных случаях: при авариях, чрезвычайных ситуациях, необходимости оказания экстренной медпомощи и пр.

«Негативная тенденция началась в 2018 году и активно продолжилась в 2019-м, когда в рамках реализации 44-го федерального закона недобросовестные подрядчики заключали договоры с единственным поставщиком, – говорит руководитель УФАС по Башкирии Андрей Хомяков. – Если в 2018 году их заключили на 1,4 млрд рублей, то в прошлом, по нашим скромным подсчётам, – на 5 млрд руб. По всем процедурам проводим внеплановые проверки, материалы направляем в правоохранительные органы. Если дело не возбуждают, по каждому факту выносим постановление о привлечении к ответственности. Сейчас у нас рассматривается два административных дела по дисквалификации должностных лиц органов госвласти. Решение примет суд».
Кстати
В связи с угрозой коронавируса УФАС совместно с Росздравнадзором проверит аптечные сети на наличие защитных масок и противовирусных препаратов и цены на них. В первую очередь, у крупных игроков, влияющих на ценообразование. Сегодня медицинская маска в аптечных сетях стоит от 3,8 до 10 руб.

Плановая закупка или «форс-мажор»?

Один из ярких примеров 2019 года – контракт стоимостью 115,5 млн рублей на поставку 99 новогодних светодиодных декораций для девяти городов, проведённый хозяйственным управлением при управделами главы республики.

«Якобы чиновники «не знали», что наступит новый год и к нему надо готовиться за месяцы вперёд, проводя торги по правилам, – комментирует Андрей Хомяков. – Узнав о закупке у единственного поставщика – компании из Подмосковья, мы провели внеплановую проверку».

В ходе разбирательства в УФАС представитель госзаказчика объяснил свои действия желанием ускорить закупку и форсировать установку конструкций. Мы настаивали, что закупку следовало провести заранее, и констатировали факт: способ определения поставщика неверный. Контракт на изготовление и установку ёлок, украшенных шарами и иллюминацией, не относится к стихийным бедствиям, аварии или ЧС. Должностное лицо управления оштрафовали на 50 тысяч рублей. Когда его пригласили для рассмотрения дела, оказалось, что это уже оперативно провёл Минфин (у них тоже есть полномочия) и прекратил его. Такие действия всегда вызывают вопросы.

Главный «на районе»

Лидером по злоупотреблениям доминирующим положением (одно из распространённых нарушений) в сфере ЖКХ стали предприятия электроэнергетики (51,4% нарушений), водоснабжения и водоотведения (25,7%), жилищно-коммунального хозяйства (14,3%), теплоснабжения (5,7%). Это понятно: все субъекты естественной монополии занимают доминирующее положение, даже сельский водоканал, районная газовая котельная. Просто потому что у них нет конкурентов.

   
   

Другое дело – сфера обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Здесь нарушения касаются не частного случая, а неопределённого круга лиц и нарушают честную конкуренцию. Много жалоб в прошлом и этом году поступило в ФАС на одного из регоператоров по ТКО: на отказы от заключения договора на вывоз мусора либо дискриминационные условия. Одному регоператору в январе уже выдали пять-шесть предупреждений. Если нарушения не будут устранены, ФАС возбудит дело.

Транспортный передел

В 2019 году, после анализа рынка пассажирских перевозок в городах УФАС выдало органам местной власти ряд предупреждений о нарушениях в этой сфере.

«Жалобы от жителей были на изменение или отмену маршрутов, – сообщил Андрей Хомяков. – Это довольно тонкая тема, она регулируется нормативно-правовыми актами, которые принимаются на местном уровне, т.е. каждым муниципалитетом. К ним и возникают вопросы».

По мнению главы УФАС, основная работа начнётся в текущем и будущем году в связи с истечением пятилетнего срока действия контрактов на перевозку. Жалобы есть и сейчас, но единичные. В период проведения новых торгов ведомство ждёт всплеска обращений.

Хомяков считает, что в результате транспортной реформы вряд ли госперевозчик – «Башавтотранс» – займёт доминирующее положение на торгах и вытеснит с рынка частников: чтобы сделать его монополистом, потребуются огромные вложения. К тому же неизвестно, насколько эти затраты окупятся. Частные перевозчики, безусловно, останутся на рынке. Но нынешнее соотношение частного и государственного пассажирского транспорта изменится.