События на Украине стали серьезным испытанием для многих семей из Башкирии. Из республики в зону СВО отправились тысячи мужчин – мобилизованных и добровольцев. Что пришлось пережить их женам? Как они поступали, когда мужчины решили идти в зону боевых действий вопреки их мнению? Растут или уходят чувства, проходя через такие трудности? В День семьи, любви и верности свои истории рассказывают жены бойцов.
«Не плакала, чтобы его не ранить»
История Светланы и Сергея из Ишимбая – сказка о первой любви со счастливым продолжением. Они познакомились в середине 1990-х годов, в старших классах школы – вместе занимались в волейбольной секции. Сначала просто дружили, совсем еще по-детски. Потом взрослели, а чувства не только не уходили, но и росли. На какое-то время разъехались по разным городам. Светлана уехала в Уфу, учиться в педагогическом, Сергей окончил училище в родном городе, потом ушел в армию. Все это время активно переписывались – тогда еще были обычные бумажные письма. И это, вспоминает теперь Светлана, усиливало романтику: теперь все эти послания друг другу, красиво перевязанные ленточками, хранятся в семейном архиве.
Когда Сергей вернулся из армии, то ждал, когда любимая окончит вуз. Однажды он решился и робко сделал своей девушке предложение. Получив согласие, пошел к родителям просить руки их дочери. Свадьба прошла в лучших традициях: с обрядами сватовства, выкупом. И молодые зажили долго и счастливо. Почти как в сказке, в которой, конечно, не все было абсолютно гладко. Оба становились старше, сильнее проявлялись характеры. Не сразу получились дети – сыновья Матвей и Устин родились только в 2007 и 2014 гг. Наверное, рассуждает женщина, помогало смирение, принятие любой ситуации и умение уступать друг другу.
«С годами, кроме любви, возникает большая привязанность, - рассуждает Светлана. - Это уже не просто любимый мужчина, но и друг, который знает о тебе все, кому можно доверить любые тайны. И уже знаешь, как бы ни было, в любых испытаниях все равно будешь с ним, потому что без него никак».
Одним из таких испытаний стала частичная мобилизация, когда Сергею пришла повестка. С самого начала в семье, по словам жены, все прекрасно понимали, что происходящее на Украине совершенно не нормально и этому надо положить конец. Муж, наверное, решился бы пойти и добровольцем, останавливали лишь накопившиеся к зрелому возрасту болячки. Но когда пришла повестка, искать обходные пути, конечно, не стал. А жена во всем его поддержала.
«Меня сразу сковал страх за любимого человека, – признается Светлана. – Перед глазами встала картина, что может произойти. Но я взяла себя в руки, изо всех сил держалась, чтобы не плакать, ведь ему и без этого было тяжело. Начали собирать вещи, готовиться…И вот он уже там столько времени…У нас и так все было хорошо, как в начале. Но вот сейчас я поняла, что вообще без него не смогу».
«Была против, уговаривала не уходить»
А вот 42-летней Юлии справиться с эмоциями не помогла даже большая любовь к мужу Константину, с которым она вместе в общей сложности уже 28 лет. Женщина рассказывает, что когда он изначально выразил желание отправиться в зону СВО добровольцем, она отнеслась к этому «однозначно отрицательно», постоянно плакала и уговаривала этого не делать. Но Константин твердо решил, что его место в зоне боевых действий. А когда в рамках мобилизации пришла повестка, вопрос отпал сам собой.
«Он и до этого постоянно говорил, что его туда тянет. Сетовал, что ребята там головы подставляют, я он тут на диване лежит, – рассказывает Юлия. – Я долго не могла этого принять. Но теперь, когда уже прошло время, я понимаю: кто, если не мы. Видимо, он действительно должен там быть, как и другие мужчины».
По словам жены, ей помогло и то, что муж успешно выполняет задачи в зоне боевых действий. Весной он приезжал в отпуск, и, увидев его живым, любимая женщина поняла, что все может завершиться благополучно вопреки всем рискам.
«Когда он ушел туда, было чувство, будто кусочек меня оторвали, – говорит она. – Мы столько лет вместе, и с годами, конечно, привыкаешь к хорошему, свое счастье воспринимаешь как данность, будто так и надо. А когда он уехал, а потом приехал в отпуск, я будто заново в него влюбилась. И вся семья собралась, все так были рады… Чувства стали острее».
У Константина и Юлии двое сыновей. И мама понимает, что отец стал для них примером по-настоящему мужского поступка.
«Старший говорит: батя – молодец. Младший ничего не говорит, но видно, что молча уважает», – отмечает мама.
«Если бы не дети, сама бы была уже там»
У Регины и Марата сын и дочка совсем еще малыши, и они не знают, что папа осенью был мобилизован и находится в зоне СВО. Сейчас им рассказывают, что он в продолжительной командировке. Старшая дочка, которой три года, недавно сделала для него аппликацию, чтобы помнил о них и поскорее возвращался. Что произошло на самом деле, знает только мама. Мужчина в этой семье главный. Когда-то в том числе это, наверное, стало причиной того, что после никаха, они на некоторое время расстались. Но видимо, брак действительно совершился на небесах, потому что потом они вновь стали жить вместе, и один за другим родились дети.
Когда Марат получил повестку в рамках мобилизации, то сразу твердо и спокойно сказал, что, конечно, пойдет в военкомат. Тем более в зоне СВО уже были два его родственника. По словам Регины, она даже не пыталась его отговаривать найти какие-то варианты, потому что уже знает его характер: если решил, сказал, то уже по-другому не будет. А когда муж ушел, жена почувствовала, как сильно его любит.
«Я считаю, моя роль сейчас заключается в эмоциональной поддержке, – рассуждает она. – Поэтому делаю, что могу. Переписываюсь, когда есть возможность, отправляю посылки, спасибо, кураторам, которые помогают все это организовать. И знаете, сейчас у меня пришло осознание того, что меня здесь держат только дети. Если бы не они, я бы сама туда уже поехала. Только бы быть рядом».