Страсти по «Туганлыку». Театральный фестиваль вызвал неоднозначные отзывы

Закрытие VI Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» состоялось 14 сентября в Уфе. Всего жюри просмотрели 13 спектаклей десяти театральных коллективов и регионов России и стран СНГ. Главные награды достались хозяевам: обладателем гран-при стала «Антигона» Башкирского театра им. Гафури, поставленная главным режиссёром Татарского театра им. Г.Камала Фаридом Бикчантаевым.

   
   

Исполнители главных ролей Олег Ханов и Лилия Галина получили призы за лучшую мужскую и женскую роль, Ильдар Саитов – за роль второго плана. Призовую юрту за лучшую режиссуру вручили Фариду Бикчантаеву за спектакль «Дон Жуан» театра им. Камала.

Фестиваль и его итоги вызвали неоднозначные отзывы в стане критиков. Все гости отметили высокий уровень организации мероприятия, но многие высказали мнение, что «Туганлык» несколько стагнировал, отошёл от изначально декларированных целей, дублирует казанский «Навруз» и нуждается в смене формата.

Театральный критик, заведующий литературно-драматической частью театра им. Г.Камала Нияз Игламов:

«Команда во главе с Олегом Хановым доказала свою состоятельность, компетентность и искреннюю вовлечённость в процесс. Но надо отметить и недостатки, которые могут сковывать движение фестиваля и снижать его репутационный рейтинг. Во-первых, если б составлением программы занимался отдельный компетентный человек или команда, наряду с сильными постановками не пришлось бы обсуждать откровенно слабые спектакли. Театрам, находящимся в стадии становления, полезнее бы было участвовать вне конкурсной программы. Второе. Почти каждый вечер спектакли игрались параллельно на двух площадках, и жюри физически не могло просмотреть все, в то время как выносить вердикт оно должно в полном составе. И, наконец, нельзя ограничивать участие башкирских коллективов одним театром, особенно, если есть яркие работы: и «Калигула», и «Земляки» оказались сильнее иных конкурсных спектаклей. Ну и, на мой субъективный взгляд, само понятие «гран-при» исключает необходимость поощрения спектакля в других номинациях - это нонсенс, бьющий по репутации фестиваля, особенно когда лучшим признан спектакль хозяев. Роль Олега Ханова в «Антигоне» - блестящая, мощная работа. Логично и справедливо, что жюри признало Креона лучшей мужской ролью. Но когда еще две юрты остаются «в семье», это вызывает недоумение: на фестивале было немало серьёзных актерских работ. В остальных номинациях решение жюри было предельно политкорректным, а поэтому предсказуемым. И ещё: компанию театральных мэтров неплохо было бы «разбавить» одним-двумя молодыми и дерзкими художниками. Хотелось бы, чтобы искусство театра хоть иногда судили не только аксакалы».

Театральный критик Александр Вислов, Москва:

«В программе были спектакли, которые сделали бы честь любому европейскому фестивалю, в том числе «Золотой маске». Но были спектакли, чей уровень, к сожалению, пока не достоин такого серьёзного и представительного форума как «Туганлык». В то время как в странах-участницах есть более качественные образцы театрального искусства. Хотелось бы, чтобы организаторы строже подходили к отбору, нужна объективность, нужно брать лучшие спектакли, а не превращать фестиваль в праздник дружбы народов».

   
   

Режиссёр Искандер Сакаев, Санкт-Петербург:

«Зачем нужен второй и худший фестиваль тюркоязычных театров, если даже на «Науруз» в Казани, более высокий по статусу, не могут наскрести и пяти приличных спектаклей? Притом, что и уровень экспертов, и качество отбора, и формат казанского фестиваля объективно выше? Но и там раз за разом обнаруживается выморочность самого понятия «тюркоязычный театр». В Уфе фестиваль в нынешнем его виде - плохая калька с «Наузура», отягощенная отсутствием концепции развития, воли куратора и художественной задачи».

Режиссёр, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Оренбургского драматического театра им. М. Горького Рифкат Исрафилов:

«Туганлык» - родоначальник фестивального движения в регионах, давший качественный толчок развитию национальных театров и подвергать сомнению его нужность не совсем умно. «Науруз» - не аналог «Туганлыка», это театрально-образовательный форум, они органично дополняют друг друга. Что до объективности судейства, в жюри и коллегию критиков входили настоящие профи, поэтому сомневаться в том, что главные награды получили лучшие, не приходится. «Антигона» - самое достойное из представленного на «Туганлыке». Для меня не существует «своих» и «чужих», я никогда не отдам голос слабому спектаклю, а таковые на фестивале были».

Актёр, директор Национального молодёжного театра им. М. Карима Азат Зиганшин:

«Смущает, что фестиваль, который проводится на деньги республики, якобы, имеет право выставлять на конкурс лишь один спектакль башкирского театра. «Калигула» – фестивальный спектакль, он вызвал огромный резонанс у публики, было много публикаций в СМИ, обсуждений в соцсетях. Почему организаторы не в силах поменять положение о фестивале? Почему в Татарстане так бережно относятся к работам своих коллег, а мы на своих же фестивалях не можем достойно показать достижения наших театров?»