«Порядка на улицах больше не станет». Нужны ли Уфе платные парковки?

Игорь Харитонов / АиФ

На заседании уфимского горсовета, которое состоялось 28 февраля, депутаты большинством голосов приняли положение о создании платных парковок на автодорогах общего пользования местного значения в Уфе. Это только начало пути. Городской мэрии предстоит рассчитать максимальный размер платы и перечень платных парковок.

   
   

Противники нововведения считают, что порядка на улицах больше не станет, зато появится стабильный источник обогащения для определённых лиц.

Скорость движения вырастет на 15%

Замглавы администрации города Илгиз Насыртдинов, представляя положение, рассказал, что создание платных парковок поможет максимально использовать городские улицы, повысит безопасность дорожного движения, решит проблему «хаотических парковок на улицах города».

Пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт станут комфортно передвигаться. Повысится скорость движения личного транспорта. Чиновник сослался на опыт других городов, где этот показатель увеличился на 15%. А время проезда пассажиров на общественном транспорте сократилось на 20%. Число аварий из-за неправильно припаркованных автомобилей уменьшилось на 25%.

Он уточнил, что платные парковки не будут устраивать во дворах домов и организаций.

В самом положении также уточняется, что они не предназначены для хранения автомобилей. Риски угона и ущерба несут сами автовладельцы.

Парковки предполагается оборудовать паркоматами, плату можно будет осуществлять и через интернет на парковочном портале.

   
   

От платы за стоянку освободят инвалидов, лиц, перевозящих детей-инвалидов, ветеранов ВОВ, многодетные семьи, машины пожарной службы, скорой медпомощи, аварийно-спасательных служб, силовиков.

Охватят весь город

Городские власти планируют для организации платных парковок выбрать участки с беспорядочной парковкой в 1,5-2 ряда, где есть заужение проезжей части, из-за чего снижается пропускная способность дорожно-уличной сети.

«Положение не определяет конкретную улицу и охватывает весь город», - говорит начальник городского управления инвестиций Марс Аминов.

На сеть платных парковок, состоящую из 3,5 тысяч мест, понадобится 135-150 млн. рублей. Эксплуатационные расходы в год составят около 100 млн рублей. При стоимости платной парковки 50 рублей в час и 9900 машиночасов в день годовая выручка составит 130 млн. рублей. Они окупят себя в течение 5 лет.

Где уже есть платные парковки?
Сегодня платные парковки есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске, Самаре, Ростове-на Дону, Красноярске, Перми, Воронеже, Волгограде. В Новосибирске и Омске такие проекты на стадии внедрения.

Вопрос, создавать ли для их обслуживания новое муниципальное учреждение или привлекать инвестора на основе муниципально-частного партнёрства, ещё не решён.

«Надо просчитать риски», - поясняет чиновник.

В первом случае выручка целиком станет поступать в бюджет. Но минусов больше. Это необходимость бюджетного финансирования на старте проекта, все риски ложатся на город, если снижается спрос. А это дополнительная нагрузка ложится на бюджет.

В рамках концессии экономия бюджетных средств на старте проекта, риски распределяются между городом и частным оператором, часть выручки поступает в бюджет, а после окончания договора парковки становятся собственностью муниципалитета. Но тоже есть минус - большая часть выручки поступает концессионеру.

По словам Марса Аминова, окончательный вариант примет межведомственная комиссия из представителей администрации и горсовета.

«Пока обращений от инвесторов нет», - уточнил он.

Конкурс по отбору операторов планируется объявить в 2018 году.

Есть мнение: против

«Те, кто ближе к кормушке, разберут по быстрому самые удобные места, которые сейчас бесплатны, - считает блогер Владимир Кобзев. - Никто ничего вкладывать не будет. Поставят паркоматы и будут собирать деньги. Проблема парковок не решиться, так как больше их, по всей видимости, не станет. А рассчитывать на то, что люди побросают автомобили, по крайней мере наивно.

По такой логике можно пойти дальше: обложить данью все офисные здания в центре города и выдавить коммерсантов на окраину. Допускаю, что небольшой отток трафика, конечно, не исключен. Но, после того когда все площадки будут захвачены, наступит конфликт интересов. Чиновник четко будет понимать, что чем меньше бесплатных стоянок, тем больше денег будут зарабатывать платные. Там, где надо и не надо, вдруг появятся знаки «стоянка запрещена».

Через какое-то время в администрации поймут, что им это не совсем удобно и начнут выдавать друг другу «вездеходы», то есть право бесплатно парковаться на платных стоянках. Тот, кто в этом сомневается, пусть вспомнит, как спустя месяц после введения платы за проезд под шлагбаум у «Фирмы Мир», появилась надпись «кроме автомобилей администрации г. Уфы». Обязательно вернется практика так называемых «ведомственных парковок». Чиновники всех ведомств, правдами и неправдами начнут огораживать себя шлагбаумами.

Что будет потом? А потом все привыкнут к тому, что надо платить и будут платить. Машин меньше не станет и парковок больше не станет. И придём мы к тому, с чего начали».

Есть мнение: за

«Я проехал от Португалии до Екатеринбурга, - говорит уфимский автомобилист Эмиль Шаяхметов. - Платил во многих местах. Это очень дисциплинирует и помогает разрулить движение в городах. За двумя руками за платные парковки в Уфе. Платные парковки - благо. Во многих городах даже за деньги больше двух часов нельзя стоять на одном месте, внутридомовые пространства превращены в платные парковки, но ничего, все выживают».

Комментарий

Политолог Дмитрий Михайличенко:

«Платные парковки есть во многих крупных городах центральной России. Это мера вынужденная, но в целом правильная. Она дисциплинирует и упорядочивает автомобильные потоки в городе. И эта мера логически вписывается в стремление мэрии навести порядок в общественном транспорте. Проблема в том, что в Уфе считается если не зазорным, то непрестижным ездить на общественном транспорте, а в современных европейских мегаполисах – такой «проблемы» нет».