С начала года в республике выявили 5706 правонарушений за парковку на газонах. Это на 77% процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Люди продолжают парковаться в запрещенных местах, хотя это грозит большими штрафами, потому что больше просто негде. Почему проблема не решается, разбирался «АиФ-Башкортостан».
Треть от потребности
Сегодня в Уфе зарегистрировано 505 тыс. машин, из них около 80% - легковые. По нормам городу с населением 1,14 млн человек нужно более 444 тыс. парковочных мест (350 на 1000 горожан для постоянного хранения и 40 гостевых парковок на 1000 жителей). На сегодня их почти втрое ниже потребности – 167 тыс. (из них почти половина - во дворах).
Проблема дефицита машино-мест обостряется по весне, когда сходит снег и обнажается то, что в Уфе называют газонами. И тогда городские службы выходят в рейды. Как сообщили в мэрии, в 2020 году принято 8851 постановление о нарушении правил парковки, наложено штрафов на сумму 7,535 млн руб. (взыскано - 6,806 млн руб.). С начала 2021 года составлено 924 протокола.
Проблема с разных ракурсов поднимается на уровне руководства республики. В апреле 2019 года глава региона Радий Хабиров признал, что основная причина несанкционированной парковки – отсутствие специальных стоянок и карманов вдоль проезжей части. В январе 2020 году он отметил, что места для этого достаточно, их нужно лишь обустроить, а 30 марта 2021 году призвал «и в центре, и по дворам потихоньку вытеснять» автомобили.
Чтобы припарковаться и при этом не «подставиться», автовладельцы ищут нестандартные решения. Так, уфимец И.Ахтямов жалуется на постоянное скопление автомобилей на тротуаре у перекрёстка улиц Октябрьской революции и Цюрупы. Поскольку это не обочина, где парковка запрещена, эвакуатор их не забирает.
Дорогая земля
Любимый аргумент противников автомобилизации: «Сначала купи место, потом – машину». Но в крупных городах, где любой ещё сегодня свободный участок завтра рискует уйти под застройку, он не работает. Нередко из экономии «золотой» земли проблему провоцирует сам застройщик. Так, два года назад скандал разразился в Инорсе: крупная компания, задекларировав строительство почти двух десятков домов, оставила жителям высоток на 300-1000 квартир всего по 20 машино-мест! Когда люди вышли с протестом, застройщик снизошёл: вместо обещанной роботизированной стоянки предложил место в многоуровневом паркинге за 700 тыс. руб.!
Уфимец И.Петров требует от властей разобраться, кто выдал разрешение на строительство высоток № 47/1 и 47/3 по ул. Российской. По его словам, дома сданы без парковочных мест, и теперь машины новосёлов занимают проезжую часть, создавая проблемы с проездом (в том числе экстренных служб) к «старым» домам.
Сложности с парковкой хорошо знакомы посетителям государственных, медицинских и досуговых учреждений. Так, по словам уфимки Л. Тазетдиновой, пациенты Республиканского перинатального центра на ул. Чернышевского в Уфе вынуждены оставлять свой транспорт в соседнем квартале, а потом нередко искать его на штрафной стоянке. Эвакуаторщики не учитывают даже то, что беременные женщины приезжают сюда на лечение из районов.
Уфимец Р. Абдрахманов сетует, что с открытием сквера «Дубки» двор его дома № 135 по проспекту Октября забит машинами гостей, приезжающих со всего города. А Э. Галиуллина жалуется, что горожане, приехавшие отдохнуть в сквер 50-летия Победы, не могут пользоваться стоянкой у ДК Молодёжи: в будние дни с утра до вечера она оккупирована машинами работников соседней «Гидравлики», которые решили проблему за чужой счёт.
Спрос растёт
По подсчётам экс-мэра Ирека Ялалова, только программа сноса гаражей, начатая в 2015 году, дала бы потенциал для устройства 100 тыс. парковочных мест. Реальность же несколько иная. Как сообщили в мэрии, в 2019 году в рамках проекта «Башкирские дворики» в 89 дворах 155 домов создано 5394 машино-места (в том числе на месте снесённых гаражей). До 2024 года их обустроят 19 тысяч. В 2020 году вдоль вновь проложенных дорог (более 3,4 км) оборудовано 1334 машино-места.
При этом инициатива на местах нередко пресекается. Уфимка М.Кутузова пишет, что жители улиц Гагарина и Ковшовой готовы сами обустроить на соседнем пустыре площадку для машин, но местные власти им в этом препятствуют.
В 2020 году Главархитектура определила места для размещения многоуровневых паркингов общей вместимостью 12,8 тыс. машино-мест. Они будут строиться в разных районах города, в основном, на средства частных инвесторов. Но особых надежд на эти сооружения нет: из-за дороговизны (стоимость места или бокса- от 200 до 650 тыс. руб.) любовью уфимцев они не пользуются. Вместе с тем, по данным ресурса «Авито», в 2020 году из-за напряжённой ситуации с парковками спрос на машино-места в Уфе вырос на 17 %.
Власти в большей степени сконцентрировали усилия на сборе штрафов, игнорируя потребность и в парковках, и в озеленении.
Комментарий
Экономист Рустем Шайахметов:
« Автомобили на газонах, детских площадках и т.д. – одно из следствий катастрофической нехватки в Уфе парковочных мест. Крайне необходимы парковки в центре. Но реальных действий по обустройству парковочного пространства нет. Все начинается с придомовых территорий: застройщики, как правило, по максимуму сокращают парковочные места, а администрация Уфы не реагирует на явные нарушения, подписывает акты ввода объектов даже в тех случаях, когда застройщик не ввёл положенные по проекту парковки или перепрофилировал их под другие цели. Такая же плачевная ситуация у зданий, в которых расположены органы власти: например, Советская площадь, минздрав, суды.
Что касается газонов, должного ухода за ними нет, они не ограждены, значительная часть зарастает сорняками, и часто трудно понять, что это – газон или обочина. Власти в большей степени сконцентрировали усилия на сборе штрафов, игнорируя потребность и в парковках, и в озеленении».