По новым схемам. Чиновники Башкирии преодолевают транспортный кризис

Маршруток по-прежнему больше, чем автобусов. © / Гюзель Ибрагимова / АиФ

«Не важно, в какой автобус садишься, - важно качественное и безопасное предоставление услуг» - к таким «неожиданным» выводам пришли руководители Госкомтранса Башкирии после жёсткой критики сверху. Профильные ведомства и службы, городские власти проснулись и предлагают решения «вечной» проблемы.

   
   

Сошли с маршрута

Почему до сих пор не проведён конкурс на городские маршруты, и в чём причины засилья нелегалов на дорогах? Власти Уфы ответы на эти вопросы не дают.

Между тем забастовка «левых» перевозчиков, предпринятая в ответ на зажим со стороны власти, заметно ударила по горожанам. В первую очередь пострадали жители отдалённых районов и пригородных посёлков в направлении Затона, которые несколько дней не могли уехать на учёбу и работу. Таксисты просили за свои услуги до 500 рублей. «Верните ПАЗики и ГАЗели! Мне все равно, кто возит – главное быстро и удобно», - бомбили власть разгневанные уфимцы.

Обострилась ситуация и на городских улицах. Практически оголился популярный 262-й маршрут, курсирующий от остановки «Школа МВД» до «Телецентра». Сложнее стало выехать из Сипайлово: нелегалы ушли с линии, а башавтотрансовский 75-й и нововведенный 227-й с пассажиропотоком не справлялись. Много нареканий на работу 3, 51-го и 51А маршрутов, где остались лишь НефАЗы с большим интервалом движения. Но был и безусловный эффект от забастовки: средняя скорость больших автобусов в Уфе выросла с 17 до 23 км в час.

Не числом, а загрузкой

По словам главы Госкомтранса РБ Тимура Мухаметьянова, до 15 декабря будет принят новый Реестр маршрутов: их число сократится со 116 до 95, но охват обслуживаемых улиц увеличится. Из более чем трёх тысяч единиц подвижного состава останется 1400 (1200 автобусов, 200 трамваев и троллейбусов).

По словам заместителя гендиректора по пассажирским перевозкам «Башавтотранса» Сергея Паскина, из-за нелегалов загрузка НефАЗов составляет всего 30-35%, предприятие несёт убытки. Не меньшая проблема - изношенность автопарка: 42% машин работают свыше 10 лет, 35% - 5-10 лет и лишь 2% моложе трёх лет. Тем не менее госперевозчик заявил о готовности работать в две смены до 23 часов. По мнению экспертов, даже небольшое перераспределение потока позволит поправить финансовую ситуацию предприятия. Уже внедрена безналичная оплата в городском транспорте, в планах – переход к «единому» билету, действительному при поездках с пересадкой в течение часа.

Как отметили в Госкомтрансе, всех перевозчиков нацелили на постепенный переход к автобусам средней и большой вместимости, требования к ним будут ужесточены.

   
   

Работу - нелегалам

После нескольких дней транспортного кризиса власти начали закрывать образовавшиеся бреши. Так, 6 ноября по всем проблемным пригородным направлениям «Башавтотранс» запустил дополнительные машины. Возобновил работу маршрут № 216, соединивший Дёму и Черниковку. Оптимизация 31-го маршрута и восстановление 234-го маршрута частично спасли ситуацию с отменой 262-го. Восстановлено движение 20-го троллейбуса из Сипайлово до Белореченского, прекращённое в 2013 году.

«В настоящее время изучаем пассажиропоток, уточняем графики движения, устраняем проблемы, - прокомментировал Сергей Паскин. – С 51-го маршрута ушёл нелегал, автобусов туда добавили, ситуация нормализуется. То же - по другим направлениям, в частности, 3-му маршруту. Если 15 лет никто этим не занимался, трудно поправить всё в одночасье. Что касается проблемных пригородных направлений, мы к ним не имеем отношения, за них несут ответственность другие перевозчики».

Замначальника управления транспорта и связи Владимир Петров сообщил, что госперевозчик готов предложить работу 600-700 бывшим водителям-нелегалам. Им обещают зарплату до 40 тысяч рублей, контролёрам – до 25 тысяч рублей.

Не остался в стороне от темы и новый мэр столицы Ульфат Мустафин. На первой же оперативке он высказался за восстановление трамвайного сообщения на проспекте Октября, разорванного усилиями его предшественников, а также поручил в кратчайшие сроки подготовить план организации пассажирских перевозок в Уфе.

На последнем оперативном совещании, прошедшем 13 ноября, начальник управления транспорта и связи Андрей Федосов сообщил, что к концу недели ситуация с общественным транспортом в городе будет стабилизирована.

«Наш госаппарат отвык работать, потому что всегда находились уважительные причины, чтобы это не делать. Есть влиятельные структуры, которых устраивает данная ситуация, и они пытаются помешать наведению порядка. Но предприняты достаточно жёсткие, резкие шаги, которые всех всколыхнули и побудили к действию», - прокомментировал кандидат экономических наук Рустем Шайахметов.

Комментарий

Экс-руководитель управления электротранспортом города Уфы Аскар Фазлыев:

«Как прозрели чиновники, которые рассказывали нам утопии про монорельс и метро, разглагольствовали о метробусе, не понимая, что это не просто большой автобус, а система транспорта, которая требует не только закупки подвижного состава, но и создания сложной инфраструктуры...

У нас создалась уникальная ситуация, когда частник находится в привилегированном положении: имеет льготное налогообложение, не выполняет отраслевые нормы, никто его не проверяет.

Но считаю, что административными запретами проблему не решить, нужно сначала создать альтернативу, иначе неудовлетворённый спрос породит нездоровое предложение. И обязательно создать равные условия для частных, муниципальных и государственных перевозчиков. Тогда лишние сами уйдут, и дотации гостранспорту пойдут не на латание дыр, а на обновление автопарка и развитие».