На бывших игроков ХК «Салават Юлаев» завели уголовные дела за покупку военных билетов. По версии следствия, Анвар Сулейманов, Владислав Лукин и Михаил Воробьев таким образом пытались избежать службы в армии. По некоторым данным, тоже самое сделали еще две звезды российского хоккея - Кирилл Капризов и Иван Федотов. Подробности – в материале UFA.AIF.RU.
Рассказал на допросах?
Скандал с экс-юлаевцами разгорелся после публикаций в СМИ. По данным Mash в Башкирии, Анвар Сулейманов, Владислав Лукин и Михаил Воробьёв обратились к уфимцу Фариту Самигуллину, чтобы откосить от армии. Тот договорился с сотрудником одного из военкоматов Уфы и передал деньги.
Самигуллина задержали в апреле этого года, но за другие эпизоды: по версии следствия, в 2019 году двое студентов уфимского ВУЗа обратились к нему, чтобы не служить в армии и купить военные билеты. Суммы взяток составили 170 и 175 тысяч рублей, их студенты перечислили посреднику безналичным путем. Преступные факты выявили сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Башкирии и УФСБ по Центральному военному округу. И вероятнее всего, Самигуллин стал давать показания по другим эпизодам, в том числе по спортсменам.
В частности, по сообщению телеграм-канала Shot, к его услугам якобы могли прибегнуть и бывшие «юлаевцы», игроки сборной России Кирилл Капризов и Иван Федотов. Как следует из сообщания, через Самигуллина они вышли на начальника отделения призыва военного комиссариата по Орджоникидзевскому и Калининскому районам города Уфы Константина Воропаева.
Отец Кирилла Капризова уже опроверг эти сведения, заявив, что его сын военный билет не получал и в армию не призывался, поскольку он проходил обучение в Кемеровском госуниверситете и в Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Отсрочка от армии у хоккеиста закончилась 30 июня. Капризов-старший заявил, что его сын ещё может продлить её, поступив в магистратуру. Сам Кирилл на днях срочно вылетел в США, где будет готовится к сезону НХЛ в составе команды «Миннесота Уайлд».
«Обвинения в покупке документа — пустые. Тем более что в переписках с бывшим полицейским Самигуллиным речь о деньгах не идёт. А фотография с начальником отделения призыва Воропаевым сделана во время прохождения медкомиссии», – заявил Олег Капризов.
Что касается Ивана Федотова, то тут, вероятнее всего, дело в его нежелании оставаться в команде ЦСКА, считают в среде спортивных специалистов. После того, как 30 июня у него закончился контракт с армейской командой, Федотов сообщил о намерении перейти в другой клуб НХЛ - «Филадельфия Флайерс».
Интересно, что ранее спортсмен достаточно ясно давал понять, какое у него отношение к армии. В интервью sports.ru он рассказывал, как ездил в американскую военную академию и занимался со спецназовцами.
«В три часа нас подняли, привезли на побережье, и с 4 до 11 мы тренировались под руководством спецназовцев. Они морально и физически выводят из равновесия, а ты все равно должен выполнять задания, – говорил Федотов. – Многих ребят от нагрузок рвало. На первый план выходили уже волевые качества, а не физические... Вся команда берется за руки и в одежде прыгает в воду. Оттуда – в песок. Все вымазались, а потом подошел спецназовец и диктаторским тоном пытался вывести из себя… Дальше дали каждому мешок с песком по 20-30 кг и положили на носилки как бы раненого. И как хотите, так и несите его вместе с мешками по пляжу 500 метров. Это после пяти часов приседаний, отжиманий и эстафет. Проверка на стойкость духа».
Официальные комментарии по ситуации получить не удалось. Их не дали ни в следкоме, ни в военкомате, ни в уфимском хоккейном клубе.
«Служба в армии и спорт совместимы»
В социальных сетях активно обсуждают причину нежелания спортсменов служить в армии. В числе прочих звучит и версия о том, что хоккеисты ориентированы на построение карьеры. Между тем спорт и армия совместимы, подчеркивает один из основателей поискового движения в регионе, полковник, заслуженный работник физической культуры Башкирии Ильдар Бикбаев. В свое время он служил в 219 Спортивном клубе ВВС в Уфе, и под его началом там проходили службу будущие олимпийские спортсмены.
«Денис Нижегородов, ставший затем серебряным призером Олимпийских игр в спортивной ходьбе, вечерами по 20-30 километров кроссы по территории части бегал, – вспоминает Ильдар Бикбаев. – Благодаря военной службе он и совершил свой спортивный подвиг на Олимпиаде в Афинах. Тогда из-за жары он чуть не потерял сознание, но дошел до финиша вторым. Он рассказывал, что на время даже потерял зрение и ориентировался по гулу зрителей».
Другой олимпиец Алексей Селиверстов попал в часть, будучи кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Когда тренеры убедили его заниматься бобслеем, Ильдар Бикбаев в свою очередь убедил командование части в том, что ему надо давать больше времени для тренировок.
«Так он, образно говоря, с тумбочки дневального по роте пересел в боб, – говорит бывший депутат Госдумы. – Могу добавить, что есть спортивные руководители, которые просто не совершили определенных процедур для того, чтобы перспективные спортсмены могли и служить, и не терять свою спортивную форму».
По словам Бикбаева, руководитель спортклуба должен обратиться в соответствующую спортивную федерацию, та в свою очередь через минспорта направляет ходатайство в министерство обороны, в организационно-мобилизационное управление. Если аргументы обоснованны и весомы, то издается распоряжение, оно доводится до военкоматов, и спортсмен обычно заранее знает, где он будет проходить службу. Там же он будет и тренироваться, но воинских обязанностей (ходить в наряды и т.д.) с него снимать не будут.
Как играть легально
О легальных возможностях играть в клубе и не иметь конфликтов с законом в связи с прохождением военной службы нам рассказали представители одного из футбольных клубов Башкирии на условиях анонимности.
По словам источников UFA.AIF.RU, сделать это можно несколькими способами. Одним из наиболее распространенных является обучение в вузе, тогда есть возможность иметь официальную отсрочку от службы в армии. Второй способ – это засвидетельствовать медицинские показания, не совместимые с военной службой. Третий – с помощью определенных процедур пойти служить в спортивные роты, где спортсмену дается возможность не терять форму и одновременно нести военную службу. Четвертый – договариваться с руководством близлежащей военной части об увольнениях на время матчей.
Бывший гендиректор ХК «Салават Юлаев» Александр Семак, недавно избранный президентом Федерации хоккея Башкирии, подтвердил, что молодым хоккеистам руководство клубов помогает поступить в вузы.
«Можно же учиться и на платной основе, – отметил он. – Желательно, чтобы вуз был с военной кафедрой».
В хоккее к своему делу относятся больше как к заработку, чем как к тому, чтобы идти выигрывать медали.— АиФ
Комментарий
Депутат парламента Башкирии, восьмикратная паралимпийская чемпионка по плаванию Оксана Савченко:
«Ситуация, на мой взгляд, двоякая. Все-таки вот так брать и сразу заводить уголовное дело, выносить это в публичную плоскость – слишком, наверное. Со звездами нашего хоккея можно было обойтись как-то полояльнее. Ведь это люди, которые отстаивают честь страны, региона и клуба, за который выступают. С другой стороны, покупка военных билетов – дело серьезное. У нас раньше всегда был хороший пример, когда многие спортсмены числились за центральным спортклубом армии, выступали за него. Сейчас такой практики, к сожалению, нет, но надо понимать, что все мужчины у нас военнообязанные. И, например, ребята, которые плавали со мной в сборной, также проходят военные сборы. И я считаю, что это нормально для мужчин. Но тут все зависит от воспитания, это именно их личная позиция. А если брать хоккей, где зарплаты миллионные, то отношение ко всему другое. Мне кажется, люди там относятся к своему делу больше как к заработку, чем как к тому, чтобы идти выигрывать медали и соревноваться для популяризации и продвижения вида спорта, как происходит во всех личных соревнованиях».