Через пять лет в каждом районе Башкирии появятся бассейны - такую амбициозную задачу поставили власти региона. «АиФ-Башкортостан» выяснял, где сейчас их нет, по каким проектам будут строить и почему в Уфе уже который год вместо плавательных объектов стоят одни вырытые котлованы?
Где появятся бассейны?
Впервые тему нехватки спортивных объектов глава Башкирии Радий Хабиров поднял, будучи врио главы региона. В июне на Петербургском экономическом форуме он заявил, что до 2024 года бассейны будут построены в каждом районе, и в первую очередь там, где их нет.
«В республике 210 бассейнов, но этого недостаточно, – сказал он. – В ходе рабочих поездок часто слышал, что люди не умеют плавать, потому что негде учиться. Странно, что в XX веке мы не можем обеспечить их этим нехитрым благом цивилизации. Будем исправлять ситуацию».
По данным регионального правительства, обеспеченность бассейнами в регионе составляет всего 15%, плаванием занимается около 7 тысяч человек. Совсем ничего нет в 16 районах, в восьми ведутся строительно-ремонтные работы.
По данным минспорта, современные физкультурно-оздоровительные комплексы, в которых будут учить плавать, откроются в Архангельском, Бакалинском, Белокатайском, Благоварском, Благовещенском, Дуванском, Калтасинском, Караидельском, Кигинском, Нуримановском, Стерлитамакском, Чекмагушевском и Уфимском районах, а также в уфимской Шакше, Кармаскалинском районе и Межгорье. Последние два построят уже в 2020 году.
В процессе возведения – физкультурно-оздоровительные комплексы в Раевке, Шаране и Толбазах, бассейны на бульваре Тухвата Янаби в Уфе, в Федоровке, Ермолаево и Акъяре. Не первый год на реконструкции единственный уфимский 50-метровый «Нефтяник».
По каким проектам будут строить?
По словам зампредседателя Госстроя Артёма Ковшова, ведомство уже проработало варианты решения проблемы в зависимости от величины населённых пунктов и наличия уже действующих спортивных и тренажёрных залов.
«Необходимо разработать типовой проект плавательного бассейна, который будет отвечать всем требованиям безопасности и регламентам проведения соревнований, – сказал Ковшов. – Важна быстровозводимость, при которой не должно пострадать качество, и невысокая стоимость эксплуатации объекта. В качестве примера возьмут ФОК, открывшийся в этом году в Ермекеевском районе. Пять типовых проектов из других регионов предоставила Федерация плавания РБ».
Там, где зимние виды спорта особенно востребованы, предложено по примеру Татарстана дополнить проект ледовыми аренами. При этом тепло, выделяемое при охлаждении льда, можно использовать для подогрева воды в бассейне и тем самым снизить расходы на содержание.
Во сколько обойдется?
Во сколько это обойдётся бюджету, пока никто не говорит. Как отметил министр молодёжной политики и спорта Руслан Хабибов, участие в различных программах позволит республике получить поддержку из федерального бюджета. Ведомство готово работать в рамках заявочных кампаний.
По словам директора бассейнов БГПУ им. М. Акмуллы Рустема Каримова, типовые проекты 25-метровых объектов с трибунами, тренажёрными залами и возможностью размещения спортшколы, прошедшие госэкспертизу и одобренные минстроем для тиражирования в регионах, обходятся около 160 млн рублей. А типовые, которые строят в Башкирии, – в 200-250 млн.
Зачем делать двухметровую глубину, если, чтобы научиться плавать, достаточно 1,2 м – что потребует вдвое меньше воды, расходов на подогрев и закупку химии.
«К сожалению, у нас нет экономичных проектов, которые могли бы распланировать объект с максимально полезной площадью, – считает Каримов. – То, что выдают проектные институты, не соответствует нашим планам. Так, трибуна в Центре спортивной подготовки в Уфе, который открыли к Международным детским играм и планируют использовать для крупных турниров, рассчитана всего на 500 мест. В то время как для соревнований российского уровня требуется 1000, для мировых первенств и того больше. Есть вопросы к проектированию чаш. Зачем делать двухметровую глубину, если, чтобы научиться плавать, достаточно 1,2 м – что потребует вдвое меньше воды, расходов на подогрев и закупку химии.
До сих пор не везде проектируется душевая система на кнопках. По опыту «Буревестника» могу сказать, что за год она позволила снизить потребление воды на 20%. Сознательных людей, которые сами закроют кран, пока мылятся и моются, мало, а дети вообще забывают выключать воду, когда уходят. Есть вопросы и с вентиляцией воздуха: давно предлагаем проектировщикам объединить входящие и исходящие трубопроводы вытяжки, чтобы не тратить много тепла на прогрев холодного воздуха с улицы и не растрачивать уже нагретый, который попросту уходит в трубу».
Обещать - не значит построить
Между тем финансовые проблемы не обошли и юбилейные объекты. Так, 25-метровый бассейн в Фёдоровском районе, который начали возводить к 100-летию республики, должны были сдать ещё к сентябрю. На сегодня в здании площадью 1627 кв. м возведены стены, залита чаша, идёт внутренняя отделка и прокладка сетей.
Здесь уместно вспомнить Центр паралимпийского спорта в Мишкино, который строили с 2011 года на внебюджетные средства. Решение о его возведении было принято после победы наших паралимпийцев в Ванкувере: как выяснилось, спортсмены не имеют достойных условий для тренировок. Центр открыли только в 2016 году, но к тому времени смета увеличилась почти вдвое, а стройка несколько раз замораживалась. Инвесторов на достройку нашли со скрипом. Теперь муниципалитет с трудом изыскивает 12 млн рублей в год на содержание объекта.
Не дождались пока «юбилейного» ФОКа и жители Толбазов: строительство отложено на неопределённый срок.
«Жаль, поплавать придётся не скоро... Рьяно начали строить ФОК в центре райцентра, вырубили деревья, проложили отводы, застроили фундамент и забросили», – сокрушается пенсионер Лаис Каримович.
«В ноябре 2018 года госзаказчик проекта – ГКУ «Управление капитального строительства РБ» – разработал проектно-сметную документацию и заключил контракт с подрядчиком ООО «Русстрой», – сообщили в администрации Аургазинского района. – В декабре приступили к работам, финансирование из республиканского бюджета. В июне стройка приостановилась: заказчик расторг контракт с подрядчиком из-за необходимости корректировки проектно-сметной документации. После повторного конкурса процесс возобновится. По состоянию на июль построены временные сооружения, перенесены инженерные сети (линии связи и теплотрассы), завезён грунт для планировки площадки, подведён водопровод».
Вместо «Бассейнов Атлантики» - одни котлованы
Не сложилось с бассейнами и в Уфе: инвестор, заявивший о намерении построить три объекта, за несколько лет осилил только котлованы.
«Все выделенные под строительство земельные участки зарегистрированы на ООО «Бассейны Атлантика» как объекты незавершённого строительства, – пояснили в мэрии. – На участке у пересечения улиц Машиностроителей и Черниковской частично возведен фундамент. За домом № 91/1 по пр. Октября вырыт котлован, строительство не ведётся. По этим участкам в Арбитражный суд подан иск о признании объектов отсутствующими. Последующее освоение участка зависит от результатов судебных процедур. Объект у пересечения улиц Комсомольской и Лесотехникума не введён в эксплуатацию и также числится в Росреестре как объект незавершённого строительства».
Большой бассейн в Центре спортивной подготовки «Агидель» строили к Международным детским играм. Сейчас он закрыт для посещения, как сообщили на проходной, предварительно до Нового года, «в связи с реконструкцией». Эксплуатация, в том числе в ходе Игр, показала, что его проект не соответствует требованиям для плавания и проведения соревнований: предстоит переделать обходные дорожки, вентиляцию и другое.
Кто может себе позволить?
«Почему средства выделяются из бюджета (деньги налогоплательщиков), а пользоваться бассейнами можно только за плату? Почему ими распоряжаются ООО или частники?» – недоумевает уфимец Анатолий Гайдаренко.
«Четко выражают свою позицию и многодетные родители, которые не могут позволить себе «такое удовольствие». Глава многодетной семьи уфимец Рафаэль Газизов рассказывает, что раньше льгота была: дети посещали бассейн бесплатно, а счёт выставлялся муниципалитету. Но потом привилегию заменили 500-рублёвой субсидией, которая не доходит до цели».
«Родители предпочитают потратить их на продукты или другие нужды, – говорит Газизов.
«В Чишминском ФОК, который работает с 2014 года, есть тариф «Семья»: двое взрослых и двое детей могут пройти по льготному билету – всего за 172 рубля, – рассказывает житель Дёмы Марат Хакимов. – Это даже намного дешевле, чем посещение одним человеком в Уфе. Поэтому в выходные мы всегда там».
«Сдающиеся объекты не пригодны для обученя плаванию»
Официальный представитель Федерации плавания РБ Рафис Габдрахманов:
«В России Башкирия на хорошем счету в вопросах развития плавания, нас ставят в пример. Но мы не довольны тем, как это организуется, и готовы безвозмездно консультировать на этапах проектирования и строительства. Надо понимать, что объект должен не просто быть, а соответствовать требованиям. У нас проектные институты неправильно трактуют нормативные документы: в результате объекты не пригодны ни для обучения плаванию (нет бортиков), ни для проведения соревнований.
Другой вопрос – кадры. Даже в действующих бассейнах не хватает 200 тренеров по плаванию. Их нигде не готовят. Кто придёт в новые спортобъекты и смогут ли они качественно учить детей – большой вопрос».