18 ноября исполняется 75 лет заслуженному летчику-испытателю Уралу Султанову. Он стал единственным из Башкирии, кто проходил подготовку в отряде космонавтов для выполнения испытательных полетов на орбитальном корабле «Буран», с момента первого и единственного полета которого прошло 35 лет. Но в космос по независящим от него причинам он так и не полетел. Подробности – в материале UFA.AIF.RU.
По стопам отца
Родом Урал Назибович из небольшого села Никифарово Альшеевского района. Учился в школе в Михайловке под Уфой. О небе и профессии летчика-истребителя, как и многие мальчишки того времени, мечтал с детства. Это было, как говорит сам Урал Назибович, его страстью и любовью всей жизни. Запоем читал книги про авиацию. Часто бывал в аэроклубе недалеко от Михайловки, где видел, как работает его отец. Он был летчиком-инструктором.
Султанов часто вспоминает, как сидел в кабине Як-18 и ему даже иногда разрешали выруливать его на стоянку. Отец рассказывал юному Уралу, как участвовал в воздушных боях во время войны, когда служил летчиком-истребителем.
В 13 лет он решил, что будет поступать в Казанское суворовское военное училище. Там он проучился с 1964 по 1967 годы, а после продолжал получать знания в стенах Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков.
О космосе и не думал
Казалось, что цель достигнута – мечта детства исполнена. Но тогда он даже и не предполагал, что вскоре судьба приведет его в космонавтику. О нем, признается Урал Назибович, никогда даже не думал.
Окончив Харьковское училище, Урал Султанов остался там работать в качестве инструктора. Идею стать испытателем ему подкинули курсанты, которых он обучал. Уже после шести лет работы в качестве инструктора он принял решение поступать в Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. На протяжении полутора лет Султанов проходил теоретическую подготовку и методику летных испытаний. Во время учебы практиковался на самолетах14 разных типов.
Когда он был курсантом школы летчиков, начальство предложило ему поработать в Летно-исследовательском институте для дальнейшего отбора в космонавты. Хотя, говорит Урал Назибович, это не особо было ему интересно. Он попросил время на раздумье. Ведь его мечтой с детства были самолеты, а не ракеты. Но руководство пошло на уступки и предложило ему летать и на самолетах, и на вертолетах, и на ракетах. Через несколько дней Султанов дал положительный ответ и устроился на работу в Летно-исследовательский институт имени Громова.
В 1982 года его отобрали для работ по программе 11Ф35 («Буран»), а в январе 1983-го летчик получил окончательное заключение о годности к спецподготовке и стал одним из кандидатов в отряд космонавтов-испытателей.
Советский ответ США
Строительство многоразового орбитального корабля «Буран» стало крупным и амбициозным проектом. Это был ответ США, которые хотели создать космический челнок, доставляющий грузы на орбиту. Советский Союз поставил цель выводить на орбиту 100 тонн груза. По словам, Урала Султанова, американцы о таком даже и не думали.
«Буран» значительно отличался от американских шаттлов, на которых была большая бочка с горючим. После взлета она падала в океан. Советские ученые решили сделать из этой бочки ракету, которая будет выводить на орбиту именно полезный груз. Ее назвали «Энергия», а одним из грузов должен быть «Буран».
По замыслу орбитальный корабль должен был совершать посадку по-самолетному, то есть на колеса. Но для полета в атмосфере двигателей у него не было, были только ракетные - для маневрирования в безвоздушном пространстве. Горизонтально лететь «Буран» практически не мог. Поэтому корабль выводили за счет баллистической траектории в зону возможной посадки в районе аэродрома. А уже с 20 километров автопилот или летчик в ручном управлении должны были его посадить на землю.
Чтобы испытать «Буран» в атмосфере, ему создали аналог, который был копией корабля по аэродинамической форме. От оригинала его отличала только удлиненная носовая стойка. Сзади ему установили четыре двигателя, чтобы корабль мог подниматься в воздух самостоятельно. Уралу Султанову на таком летать не довелось, но, по его словам, на нем было все то же, что на Ту-154 ЛЛ.
Первый и единственный полет «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Он продлился почти три часа. Урал Султанов должен был полететь через несколько лет в качестве второго пилота, но программу свернули и прекратили финансирование.
Без работы не остался
В 90-х годах, когда распался Советский Союз, для космонавтики наступили непростые времена. Но, считает Урал Султанов, ему повезло чуть больше, чем коллегам-космонавтам. Основная профессия летчика-испытателя не оставила без работы. Когда стали расширяться контакты с другими странами в начале 90-х, его назначили инструктором для испытателей Франции. Их он готовил для полетов на многоразовом «Гермесе». Но и эту программу также свернули.
Затем с 1992 по 1996 годы Урал Назибович работал замначальника школы летчиков-испытателей по летной подготовке. Он обучал китайских военных для полетов на МиГ-21. В 92-м году участвовал в Мосаэрошоу, где перед зрителями пилотировал МиГ-29.
В 1994-м оформил пенсию по выслуге, однако уходить не стал и продолжил летать. На следующий год на Мосаэрошоу уже был ведущим группы из пяти МиГов. Работать в небе он прекратил в 2003 году.
В 2010 году в Башкирии создали региональное отделение Федерации космонавтики России, а в 2012 году в селе Калиновка Давлекановского района открылась Международная летняя аэрокосмическая школа для участников олимпиад по истории авиации и воздухоплавания, которую назвали его именем, а также стали проводить республиканскую олимпиаду школьников на Кубок Гагарина. Урал Султанов стал много общаться с ребятами, делиться своим опытом и рассказывать о летно-испытательной работе на самолетах и «Буране». Сегодня Урал Назибович живет в Подмосковье.
Новые надежды
Между тем в Башкирии не теряют надежды отправить в космос своего представителя. Буквально полгода назад стало известно, что два жителя республики готовятся для полета в космос. По словам исполнительного директора башкортостанского регионального отделения Федерации космонавтики России Сергея Плюхова, это девушка и парень. Их имена он раскрывать не стал.
Кроме того, жительница Стерлитамака Анжелика Парфенова на днях участницей эксперимента по имитации годового космического полета. Комиссия проекта SIRIUS утвердила девушку в качестве бортинженера.