В уфимском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» уже несколько лет служит темнокожий алтарник. 41-летний Туссе Боломба родом из Африки. UFA.AIF.RU узнал, как он попал в столицу Башкирии, почему служит в православном храме и как ему живется среди людей другой расы и культуры.
Вынужденный эмигрант
Туссе Боломба родился в стране, которая сейчас известна как Демократическая Республика Конго. 41 год назад это было государство Заир – по первоначальному названию самой полноводной и второй по длине в Африке реки Конго. Еще раньше это была колония сначала Португалии, а затем Бельгии, а задолго до этого – Королевство Конго (возникло в XIV веке).
Детство Туссе пришлось на время правления президента Мобуту Сесе Секо, установившего в стране авторитарный режим и курс на аутентичность коренного населения. Это было время, когда в стране усиленно боролись со всем европейским – не только топонимов, но и обращений, костюмов. Священникам под страхом тюремного заключения запрещалась крестить детей христианскими именами. Последнее для семьи Боломбо стало самым тяжелым, так как она была верующей. Отец - православный священник, доктор теологии и философии. Сына и двух дочерей он воспитывал в вере. Туссе был крещен в честь местного святого в одном из храмов Александрийской православной церкви
«Дома я не жил уже с 11 лет, меня отдали в общежитие при монастыре, – вспоминает он. – Для меня это не было плохо. Мне все там нравилось, я много учился. В России учит государство, а в нашей стране получить хорошее образование можно было только через церковь».
В 1990-ые годы в Заире начали расти демократические настроения, нарастал кризис режима Мобуту. А в 1994 году правитель Конго пообещал поддержку беженцам народа хуту из соседней Руанды, которые ранее устроили геноцид народа тутси. В результате тутси, многие из которых сбежали от гонений в страну Уганду, поддержали «Альянс демократических сил за освобождение Конго». Началась война, которая завершилась в 1997 году свержением режима Мобуту.
«Война была страшная, школу закрыли, - вспоминает Туссе. – В 1996 году отец уехал в Италию, пришлось и нам».
Юрист, репетитор, алтарник
О том, где он жил последние десять лет, темнокожий мужчина говорит неохотно – кажется, что ему тяжело и не очень приятно об этом вспоминать. По его словам, «это долгая история». Он подчеркивает, что все время с тех пор как покинул Родину, не переставал учиться, жил в разных странах. У него два высших образования – юридическое и педагогическое. В Уфу он приехал в 2016 году – поступил в аспирантуру одного из университетов. В будущем он планирует оказывать юридическую помощь своим соотечественникам, переехавшим в Россию. Другая причина, почему африканца потянуло в Россию, – религия.
«Как только я приехал сюда, я пошел в церковь, - рассказывает он. – Это был храм Рождества Богородицы на улице Кирова. Сначала я не служил, просто помогал, делал, что просили. А потом построили новый храм, здесь уже я служу».
У алтарника в храме несколько обязанностей. Он следит за своевременным и правильным зажжением свечей в алтаре, готовит облачение священников и диаконов, приносит в алтарь просфоры, вино, воду и ладан. Также он шествует со свечами перед священнослужителями во время торжественных входов во время богослужений.
«С Туссе мы познакомились в храме Рождества Богородицы, где я раньше служил, – рассказывает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», иерей Дионисий Ефимов. – Он каждую неделю приходил на службу, молился. Потом его время от времени местная молодежь стала просить помочь – убраться, газон помочь постричь, он всегда соглашался. А когда уже меня перевели в другой храм, встретил его на улице как-то и пригласил к себе – помогать на службе. Он и на этот раз согласился, и уже больше двух лет наш алтарник. Каких-то сложностей не было: литургия понятна всем христианам, на каком бы языке она ни велась, так как была составлена очень давно».
Помимо службы в храме Туссе работает репетитором. Он дает уроки французского языка, который является официальным языком языком Конго – на нем говорят 30% населения страны.
«Вообще я работаю и учусь все время, - говорит мужчина. – Как только освобождаюсь в храме, сразу репетиторство, когда есть свободное время, то учусь, пишу статьи о развитии демократии в моей стране. Я считаю, без дела сидеть нельзя.
Нашел свою судьбу в Уфе
В столице Башкирии выходец из Африки неожиданно для себя самого встретил свою судьбу. Еще в храме Рождества Богородицы он познакомился с женщиной по имени Зульфия (в крещении Дорофея) – певчей на клиросе. Между ними быстро возникла симпатия, а недавно влюбленные официально зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе. Праздничное торжество с друзьями и родными пока решили отложить – из-за пандемии. Настоящую свадьбу молодожены устроят, когда обвенчаются в храме. Поскольку они воцерковленные люди, именно венчание является для них самым главным, радостным и долгожданным событием.
«Мы уже давно вместе, и поженились бы намного раньше, но очень долго пришлось ждать регистрации, из-за документов, - поясняет мужчина. – И, к сожалению, в моей стране наш брак не является действительным».
«Все люди одинаковые»
Выходец из Конго в Уфе нашел не только семью, но и друзей, и практически всех их он встретил в храме. В целом же, по его словам, доброжелательно к нему относятся абсолютно все окружающие. В церкви, на улице, в магазине, в госучреждениях, транспорте – он говорит, что нигде не встречал никакого негатива в свой адрес.
«Ни разу такого не было, чтобы кто-то мне что-то плохое сказал, - говорит он. – Все нормально, я такой же человек, и это все понимают. А в церкви сразу приняли как брата. Потому что мы все христиане, у нас одна церковь, один Христос».
Счастлив ли человек, доволен ли отношением окружающих к себе, во многом зависит от того, как он сам лично воспринимает этот мир, считает темнокожий алтарник. Делай свое дело и хорошо относись к людям – таков, по его мнению, универсальный «рецепт счастья» в любой стране мира, независимо от расовой принадлежности, уровня образования и дохода.
«Если обижаешься – это твоя гордость, - рассуждает Туссе. – Ну вот слово «негр» - что в нем обидного? Это просто язык, это значит, что я черный, темный. Если так говорят люди, это не значит, что хотят плохого. Мне здесь все нравится. Я могу молиться, есть семья, друзья, работа. Если есть голова у человека, если есть работа, вера, то счастливым можно быть в любой стране».