Примерное время чтения: 7 минут
522

«Власти не отвечают, пока не чешется». Как в Башкирии решают проблемы ЖКХ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Башкортостан № 28 07/07/2020
Обычному человеку не разобраться в нагромождении цифр.
Обычному человеку не разобраться в нагромождении цифр. freepik.com

Можно ли доказать переплату за тепло и вернуть деньги, почему ведомства не защищают интересы жильцов, а домовые комитеты – это всего лишь фикция? Уфимец Вадим Беляков более десяти лет занимается решением вопросов ЖКХ. На созданный им сайт Ufacity.me стекаются жалобы на нарушения прав собственников.

Не готовы меняться

Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: – Вадим, почему вы, юрист, занялись проблемами этой сферы?

Вадим Беляков
Вадим Беляков Фото: Из личного архива

– К этому в своё время меня подвиг полуторагодовалый сын (сейчас ему 13). Мы жили в Черниковке, и зимой температура в квартире не поднималась выше 14 градусов. Стал разбираться, прошёл кучу инстанций, но добился тепла в доме, а попутно получил знания о том, как нам должны оказывать жилищно-коммунальные услуги. Мой опыт стал полезен: люди спрашивали, как мне это удалось, куда обращаться. Через три года мы создали сайт Ufacity.me, где разместили накопленную информацию – от замены лампочки в подъезде до начисления квартплаты. Одновременно нарабатывал контакты с отраслевыми ведомствами.

– А как с ними складывались взаимоотношения?

– Сначала нас держали за очередных жалобщиков и трубошатателей, которым что-то не нравится. Но я всегда старался придерживаться конструктивного диалога: не лез на баррикады, не кричал, что в системе ЖКХ все жулики и воры, предлагал практические решения проблем. Не скажу, что постоянно прислушиваются. Госорганы не готовы меняться, их устраивает сложившаяся ситуация. Заставлять кого-то работать или улучшать законодательство им тяжело. Система работает по принципу: не чесать, пока не чешется. Пришла жалоба, мы с ней поработаем, а предотвращать нарушения не все готовы.

– В этом году самая болевая точка – начисления за отопление и горячую воду, даже уборка снега ушла на второй план…

– Это яркий пример того, как власть «прислушивается» к общественникам. Эти проблемы, правда, не в таком глобальном масштабе, я прогнозировал в 2018 году, когда планировалось перейти на прямые платежи за тепло на период отопительного сезона. Пытались собирать на круглые столы депутатов и чиновников, представителей сферы ЖКХ. Предупреждали, что с переходом на прямые договоры не получится корректно делать начисления. Собрались, покивали головами и ничего не сделали. В итоге мы получили то, что случилось этой зимой.

– О чём вы предупреждали?

– Прежде всего, об отсутствии нормального взаимодействия между управляющими компаниями (УК) и поставщиками ресурсов при передаче показаний приборов. Если УК обслуживает устройства учёта спустя рукава, не чистит трубы, не настраивает автоматику и т.п., её за это не накажут. А люди будут платить больше. Ресурсники просто принимают показания и выставляют счета. Если потребитель докажет (что равно фантастике) переплату, и выяснится, что это произошло по вине УК, поставщик взыщет эту сумму с виновного. А тот возместит её либо из прибыли, либо за счёт других собственников. Равной ответственности, мотивации нет, никому это не нужно.

Нет общих данных по площади многоквартирных домов. Начисляют как хотят. Не сказать, что сплошь и рядом, но по квитанциям, которые мы анализировали, в 30% случаях выявили существенные различия. 

Есть сложности с домами с индивидуальными тепловыми пунктами. Здесь поставляется теплоноситель и на отопление, и на горячую воду. Практически невозможно честно установить, сколько было затрачено на первую и вторую услугу. А бывает, что несколько домов обслуживает один прибор учёта. В Уфе таких более ста. Как подсчитать в этом случае? Об этом я говорю уже два года, а воз и ныне там.

Домком – фикция

– Вы, наверное, старший по дому: живёте в чистом подъезде, без битых окон, где регулярно меняют лампочки, а зимой чистят снег.

– Я официально не являюсь домкомом. Вообще это фикция. По сути, законодатель, заставляя людей заниматься своим домом, перекладывает проблемы с больной головы на здоровую. Есть УК, это её ответственность.

Проблемами дома занимаюсь эффективно и сейчас, это под силу каждому. Смог донести до ЖЭУ, что не требую от них ничего сверхъестественного. В мае, например, окна в подъезде помыли. Уверен, во многих домах этого не было годами.

– Почему из года в год растут тарифы, а качество услуг – нет?

– Есть лоббизм ресурсных организаций, которые продавливают увеличение стоимости своих услуг. В тарифы закладывают ремонт, зарплаты, даже инвестпрограммы. С целесообразностью их увеличения надо разбираться, но никто не хочет вникать. Я бы занялся, но знаний в экономике недостаточно.

Квитанция – тёмный лес

– Когда платёжки станут понятны простому обывателю? Такое впечатление, что вычисления по потреблению сделаны специально, чтобы запутать людей...

– Такое мнение я слышу часто. Если потребление холодной воды подсчитать просто, то в части отопления сложнее: всё рассчитывается по сложной формуле, и порой данных в квитанции не хватает для подсчёта.

Думаю, можно сделать удобные и понятные платёжки, но исполнители в этом не заинтересованы и постоянно их усложняют. Раньше за тепло платили 33 рубля с кв. метра. Расчёт было сделать несложно. Сейчас считают по другой формуле, а это тёмный лес.

– Почему при таком количестве контролирующих органов - минЖКХ, госжилнадзор, прокуратура - порядка в отрасли как не было, так и нет?

– МинЖКХ не занимается контролем – это компетенция Госжилнадзора. И наши жалобы в прокуратуру зачастую перенаправляются туда. В большинстве случаев заявитель получает не тот ответ, на который рассчитывал.

– Неудобных общественников власть пытается приручить. Вас включили в состав Совета по правам человека при главе Башкирии, вы стали получать гранты…

– СПЧ я использую как ещё одну площадку для продвижения инициатив. Первый грант на открытие офиса по работе с гражданами для решения их проблем я пробивал пять лет. Это российские деньги. Моя основная работа – юрист в сфере ЖКХ. И ей в ущерб я трачу время на оформление документов, поиск и оформление сотрудников и многое другое. За полгода благодаря миллионному гранту, из которого 30% ушли на налоги, мы вернули людям больше 11 млн рублей, которые они переплатили за тепло. К нам физически обратилось свыше 800 человек, по телефону и интернету – в разы больше. Второй грант получили на продолжение этой работы.

– Число жалоб на качество услуг ЖКХ растёт или снижается?

– Растёт, когда происходят текущие изменения. Это усугубляется тем, что разъяснительная работа о новациях в сфере ЖКХ у нас на доисторическом уровне. Недавний пример с майскими начислениями за тепло: отопительный сезон завершился 3 мая, а квитанции пришли в начале июня. У ресурсников был месяц, чтобы провести разъяснительную работу с людьми. Но они дали комментарии только 9 июня, после всплеска недовольства, которое вырвалось в соцсети.

Новый всплеск возмущения будет в октябре-ноябре. Я не вижу, что нарушения, которые мы выявили этой зимой, устранили. И 16 июня на заседании СПЧ предупредил главу республики Радия Хабирова, что, если за лето не попытаемся изменить ситуацию, осенью получим очередной взрыв народного гнева.

Досье
Вадим Беляков родился в 1979 г. в Комсомольске-на-Амуре. Окончил Уфимский юридический институт МВД РФ. Ведёт частную юридическую практику в сфере ЖКХ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах