Примерное время чтения: 8 минут
611

«В шоковом для людей режиме». В Уфе обсудили причины повышения цен на тепло

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Башкортостан №11 10/03/2020
Проверку правильности доначислений должны завершить к 1 апреля.
Проверку правильности доначислений должны завершить к 1 апреля. Башинформ

Январские цифры в платёжных квитанциях вызвали у жителей многоквартирных домов массовое недовольство и даже протесты. На днях проблему обсудили на круглом столе руководители Госжилнадзора, министерства ЖКХ, Госкомитета по тарифам, ресурсоснабжающей организации БашРТС и общественной организации. Стороны пришли к выводу: каждую цифру можно и нужно обосновать, а учёт расхода тепловой энергии – в руках самих собственников.

Жители остались в плюсе?

Самый острый вопрос звучал так: почему суммы за отопление в этот отопительный период так отличаются от прошлогодних? Не раз сообщалось, что республика перешла на способ платы за отопление «по факту», только в отопительный период. Также в первом квартале 2020 года ресурсоснабжающие и управляющие организации проводят корректировку платы за восемь месяцев 2019 года (когда мы платили за отопление равномерно в течение года). Причём сначала пришли перерасчёты от ресурсников, а потом от управляющих компаний. Так предписано законами Российской Федерации.

«Каждый исполнитель услуг выполнил её за свой период: УК до тех пор, пока дом не заключил прямой договор с ресурсником, а теплоснабжающая организация – после этого, – разъяснил председатель Госжилнадзора Ильдар Шафиков. – Так, в УЖХ Советского района на прямые договоры с БашРТС дома перешли с 1 мая прошлого года. Корректировку сделали жильцам 539 домов, УЖХ доначислило им 151 млн руб., БашРТС вернули 197 млн. В результате 46 млн руб. – в пользу жителей. В Октябрьском районе перерасчёт сделан в 446 домах: 39 млн руб. в пользу жильцов. В Калининском районе плату откорректировали в 386 домах: людям вернули 36 млн руб».

Шафиков подчеркнул, что львиная доля потребителей БашРТС получила перерасчёт в свою пользу – больше миллиарда рублей списано жителям 5,5 тысячи домов в республике. И только 494 дома, из них 346 в Уфе, имеют более 60 млн рублей доначислений. А ситуация, когда и ресурсоснабжающая, и управляющая организации сделали доначисления за прошлый год, наблюдается лишь в трёх домах в Уфе.

Можно даже сэкономить

Заместитель министра ЖКХ Марат Шангареев объяснил: причина недовольства в том, что люди путают два процесса – ежегодную корректировку платы за отопление и переход на оплату по факту (по схеме 1/8). В одной квитанции они сложились в большую сумму. Правда, почему это было сделано в шоковом для населения режиме – непонятно.

Люди путают два процесса – ежегодную корректировку платы за отопление и переход на оплату по факту (по схеме 1/8). В одной квитанции они сложились в большую сумму.

«По новой схеме платежи с летних месяцев перераспределились на зимние и межсезонье, – прокомментировал Шангареев. – Поэтому ежемесячная сумма выросла в зависимости от показаний общедомовых счётчиков. В домах, где плату начисляют по нормативу, это можно легко посчитать. Там, где есть общедомовой прибор учёта, сумма разнится каждый месяц и зависит от его показаний. В целом за отопление за этот год население заплатит ту же сумму, что и за прошлый. Нужно только нынешнюю корректировку отнести к прошлому году, за который она произведена.

Шесть тысяч малоэтажных многоквартирных домов не были оснащены приборами – в этом году закон требует это сделать. 82% многоэтажного жилого фонда оснащено теплосчётчиками. Но по факту не все в рабочем состоянии: одни не прошли поверку, другие неисправны. Поэтому необходимо создать единую систему, куда все они будут подключены, и их показания станут прозрачными. Вопрос в процессе обсуждения. Чтобы экономить, жители могут установить в доме прибор автоматического регулирования».

Было озвучено, что ООО «БашРТС» вышло с инициативой создания единой организации, которая несла бы ответственность за наличие, работоспособность и корректность работы приборов учёта, чтобы обеспечить полную прозрачность в этой сфере.

М. Шангареев разъяснил, что снизить платежи жители могут, оформив субсидии, если их совокупная плата превышает предельно допустимую: федеральный стандарт 22% в республике снижен до 20%, но варьируется для разных категорий. Так, для многодетных и неполных семей – 13%, для одиноко проживающих, достигших 60 лет мужчин и 55 лет женщин, – 18%, для одиноко проживающих граждан, достигших 70 лет, – 16%. Формула расчёта есть на сайте Республиканского центра поддержки населения.

Причин роста – несколько

Ильдар Шафиков рассказал о первом этапе проверки доначислений по 494 домам. Инспекторы выяснили, что данные корректировки со стороны БашРТС рассчитаны по показаниям общедомовых приборов учёта, полученным от управляющих компаний. В ряде случаев корректность работы приборов и правильность переданных показаний вызывает сомнения.

Сейчас рассматривается вопрос создания единой корректной базы данных, которой смогут пользоваться как управляющие, так и ресурсоснабжающие организации.

Выявлены типовые ситуации, повлекшие рост платежей. Например, к одному прибору учёта подключено несколько домов: здесь расход тепловой энергии рассчитан по нормативам, как предписано правилами. В результате объёмы энергии оказались выше, чем зафиксировали теплосчётчики. Поэтому принято коллегиальное решение провести перерасчёт в интересах граждан. Другая причина – в ряде домов объём потреблённой теплоэнергии оказался выше договорных проектных значений: либо прибор неверно фиксирует расход энергии, либо система теплоснабжения разбалансирована и потребляет больше энергии, чем необходимо. Сейчас проверяющие выясняют все обстоятельства. В ряде домов прибор учёта вышел из строя в начале или во время отопительного сезона. В этом случае закон предполагает расчёт платы исходя из средних значений за три или шесть месяцев предыдущего отопительного сезона. По таким домам принято решение сделать расчёт исходя из фактической нагрузки, поскольку ответственность за исправность теплосчётчиков несёт управляющая компания, и жильцы не должны страдать из-за её недоработок.

Много вопросов возникло к корректности базы данных по многоквартирным домам, которую управляющие организации передали ресурсникам при переходе на прямые договоры. При проверке выяснилось, что общая площадь дома, нежилых и жилых помещений не соответствует информации, размещённой в единой системе ГИС ЖКХ. Поэтому возникают вопросы к учёту жилфонда. Эти данные актуализируются в ходе обращений граждан в ресурсоснабжающие организации либо в Госжилнадзор.

Рассматривается вопрос создания единой корректной базы данных, которой смогут пользоваться как управляющие, так и ресурсоснабжающие организации.

Проверки продолжаются

По всем фактам Госжилнадзор совместно с БашРТС проводит дополнительную проверку с учётом архивных данных и показаний прошлых лет, чтобы выявить, насколько эти нарушения могли повлиять на корректность начислений. Эту объёмную работу необходимо завершить до 1 апреля. Пока проверены все 148 домов в республике и 70 – в Уфе.

«На суммы в квитанциях прямо влияют два фактора – наличие в доме прибора учёта тепловой энергии (его работоспособность, регулировка и настройка в руках УК) и энергоэффективность дома, – комментирует заместитель директора по сбыту – директор филиала «Теплосбыт» БашРТС Ирина Попова. – Причём сумма зависит и от площади квартиры. При этом некорректно сравнивать январь этого года и прошлого. Надо сравнивать годовые суммы по конкретной квартире с учётом корректировки прошлого года. Предположения, что после перехода на прямые договоры УК выставили свои долги перед ресурсниками жителям, ошибочны. Все долги мы взыскиваем в судебном порядке. А цифры в квитанциях от ЕРКЦ – это плата за тепловую энергию на содержание общедомового имущества и корректировка за прошлый год. Но все вопросы по работоспособности прибора и энергоэффективности дома жильцы должны задавать своей управляющей организации. Мы работаем строго в рамках законодательства, открыты для разъяснений – как массовых, так и индивидуальных. Жители могут обращаться в клиентские центры лично и онлайн. Показания приборов учёта снимает управляющая организация и передаёт в ресурсоснабжающую организацию для начислений. Главное то, что корректировки – последние для жителей, ведь при оплате «по факту» они не потребуются, поскольку летом начислений по отоплению не будет».


Комментарии

Заместитель председателя Госкомитета по тарифам Эмилия Абдуллина:

«Тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации и зависят от необходимой валовой выручки организации, чтобы она могла выполнять свои функции и обеспечивать потребителей ресурсами. Они устанавливаются с учётом ограничения предельной платы граждан за комуслуги. Ежемесячно Госкомитет ведёт её мониторинг, чтобы их рост не превысил максимальный индекс, но только в сопоставимых условиях».

Эксперт в сфере ЖКХ,автор сайта Уфасити.ми Вадим Беляков:

«Основная проблема в том, что при проведении информационной работы достучаться до каждой квартиры не получилось. Особенно эти корректировки непонятны людям старшего возраста».

Главный инженер филиала БашРТС-Уфа Леонид Турышев:

«Так как счётчики установлены в домах и являются общедомовым имуществом, находясь в зоне ответственности управляющих организаций, то доступа к ним и показаниям мы не имеем. В силах жильцов – контролировать их исправность, мотивируя на это свои управляющие компании. Чтобы снизить потребление тепла без существенных затрат, нужно требовать от управляющей компании выполнить мероприятия по энергосбережению. Это изоляция труб, регулировка системы отопления – всё можно сделать на самом узле учёта».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах