Жители Башкирии возмущены резким повышением платы за отопление и горячую воду в декабре. Власти обещали разобраться и даже обязали вернуть необоснованные начисления. Что делать дальше – об этом мнения разнятся. Одни считают, что нужно отказаться от оплаты «по факту» в холодное время года, другие уверены, что истинные причины в манипуляциях при начислениях. Почему так резко выросла плата за тепло и как сделать так, чтобы ситуация не повторялась, выяснял UFA.AIF.RU
Докричались, а толку нет?
Недовольство начислениями за тепло жители республики начали высказывать еще в конце прошлого года, когда начали получать платежки. В декабре жильцы уфимской многоэтажки записали видеообращение к президенту страны Владимиру Путину, пытаясь обратить его внимание на «драконовские счета» за услуги ЖКХ. За новогодние каникулы люди буквально завалили жалобами страницы главы региона в соцсетях, писали уже со всей республики. Плата за услугу у потребителей, по их словам, выросла в 1,5-2 раза. Тогда уже чиновникам отреагировать пришлось.
В начале января власти пообещали установить на общедомовые приборы учета модемы, которые будут передавать данные в ресурсоснабжающие компании в автоматическом режиме. После каникул прошли собрания с жильцами во всех районах Уфы. Но, как рассказали их участники, ничего полезного там не было, на волнующие вопросы жителей главы районов, представители министерства ЖХК и ресурсники не ответили.
«У нас 12 января прошло собрание для жильцов многоэтажных домов Калининского района, - рассказала старшая по дому по ул. Ферина, 8/1 Светлана Белькова. – Собралось больше сотни жителей. Многие возмущенно выступали, требовали объяснить, откуда взялись цифры и снизить тарифы на тепловую энергию. Но представитель БашРТС спокойно так сказал: "Госкомитет по тарифам утвердил их. С июля они будут повышаться". Насчёт возврата незаконно начисленных денег нам ничего не ответили. За перетопы ещё ни разу не удавалось их нам вернуть. Мы сделали вывод, что ничего с мёртвой точки не сдвинется! Все эти собрания - пустая болтовня!».
Успокоить людей
11 января глава Башкирии Радий Хабиров поручил в течение дня-двух представить ему реальную картину происходящего и вернуть людям деньги, если начисления были необоснованными. Уже на следующий день он написал в социальных сетях свое видение ситуации по итогам предварительного анализа. Он сообщил, что от системы 1/8 отказываться не планируется, потому что «так ведь удобнее, сколько потребил, за столько и рассчитывайся». И подчеркнул также, что за «перетопы» платить должны не люди, а поставщики тепла и управляющие компании, «допустившие это». МинЖКХ и жилинспекции поручено постоянно проводить проверки ресурсников, чтобы подобное не повторялось в последующих отопительных сезонах, а муниципалитетам – создать рабочие группы и заниматься вопросами отопления «системно, а не от случая к случаю».
«Если подобное все же будет повторяться – сделаем оргвыводы о качестве работы тепловых компаний и тех чиновников, которые их контролируют. Ну и глав на местах, они не могут оставаться в стороне от проблем жителей», - заявил Хабиров.
Заседают и не отвечают
За заявлениями главы региона последовала активность со стороны республиканских чиновников и депутатов. 12 января круглый стол по этой проблеме провели в региональном госсобрании. Правда, в докладе председателя регионального госкомитета по тарифам Светланы Бурдюк ответа на вопрос о том, почему резко выросла плата граждан за тепло, не прозвучало.
На вопрос депутата Рустама Хафизова о самых высоких тарифах на тепловую энергию в Башкирии в сравнении с соседями, она сообщила лишь, что действующие ставки введены в июле 2020 года и вырастут на 3% с 1 июля 2021 года. Отметив, что республика находится на пятом месте среди регионов ПФО, она разъяснила порядок формирования тарифов. Сначала ресурсники защищают их в госкомитете, и если не согласны, обращаются к федеральному регулятору с разногласиями, который и увеличивает тарифы на 30-40%, признавая недостаток средств на ремонт теплосетей. Она добавила, что обжаловать существующие тарифы можно в Федеральной антимонопольной службе.
Вице-премьер и министр ЖКХ Борис Беляев сообщил, что в результате обходов первых 25 домов превышения платы на 42%, о котором заявлялось ранее, к ноябрю 2020 года не выявлены. Проверки продолжаются вместе с Госжилнадзором. На вопрос о возврате средств гражданам он ответил, что процедура не отработана.
Просто больше тепла?
Руководитель пресс-службы ООО «БашРТС» Татьяна Валиева напомнила, что плата за отопление начисляется только в осенне-зимний период, то есть за фактическое потребление тепловой энергии - летом начисления за отопление отсутствовали.
При схеме оплаты «по факту» сумма за отопление формируется либо по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, либо по нормативам, утвержденным региональным госкомитетом по тарифам.
При наличии теплосчетчика в самые холодные месяцы года – декабрь, январь и февраль, сумма будет выше, чем в относительно теплые весенние и осенние месяцы. Это связано, в первую очередь, с увеличением потребления тепловой энергии в жилом доме для поддержания комфортной температуры в квартирах. К примеру, декабрь 2020 года оказался в два раза холоднее, чем декабрь 2019 года. Кроме температуры наружного воздуха на величину начислений влияет также энергоэффективность жилого дома в целом и проведение энергосберегающих мероприятий.
«Отмечу, что итоговая сумма начислений за год в домах с приборами учета практически не изменилась. В некоторых случаях суммарное начисление за отопление по итогам 2020 года были меньше, чем в предыдущем, более холодном отопительном периоде. Да, суммы зимой выше, но это компенсируется отсутствием, во-первых, начислений в летний период, а во-вторых, нет необходимости проведения ежегодных корректировок» - сообщила пресс-секретарь теплоснабжающей организации.
По словам Татьяны Валиевой, платёжная дисциплина является гарантом обеспечения бесперебойного и качественного теплоснабжения зимой, когда тепло в домах – самый важный ресурс. При этом полученные средства идут на реализацию ремонтной и инвестиционной программ, цель которых – поддержание теплового оборудования и сетей в работоспособном состоянии. По данным ООО «БашРТС», с 2014 года было отремонтировано более 250 км теплосетей. По словам Валиевой, это значительный объем.
Руководитель пресс-службы Уфимских инженерных сетей Анна Горюхина сообщила, что в основном поступающие жалобы от потребителей делятся на две категории.
«Первая – на завышенные счета за отопление. В период с 25 декабря прошлого года по 12 января этого года в контактный центр предприятия поступило 37 обращений с просьбой детально разъяснить по выставленным квитанциям за декабрь, - уточнила она. - Через систему ГИС ЖКХ к нам поступило 7 заявлений с жалобами на рост сумм в квитанциях. Все отрабатываем. Вторая причина техническая: одни считают, что у них перетопы, кому-то наоборот холодно, кто-то просто без объяснения просит провести проверку. Более 30 заявок от жителей с просьбой проверить исправность теплоснабжающего оборудования в домах и провести контрольные замеры мы получили и начали проверки».
Тарифы и манипуляции
Председатель союза домовых комитетов «Башдомком» Арсен Нуриджанов не согласен с тем, что причиной высоких сумм стал переход на другую систему оплаты.
«Мы живем так второй год. Это попытка ресурсников уйти от истинных причин. Ведь тарифы на отопление в республике подняли несколько лет назад, а мы, плательщики, так и не знаем, что в них заложено», - говорит он.
«Есть две главные причины: высокие тарифы на отопление и нормативы на отопление в республике в сравнении с другими регионами, - отмечает член СПЧ при главе Башкирии Вадим Беляков. - Плата по 1/8 – это не причина высоких начислений, это всего лишь объяснение, почему плата разная в ноябре и декабре. Виноваты не тарифы, а другие манипуляции при начислении платы. Третий год в январе повторяется ситуация. Но проблемы не решаются. Даже выявленные Госжилнадзором некорректные счётчики на два дома продолжают работать. Сейчас люди присылают счета с превышением платы за тепло к ноябрю на 200 и даже 300%!»
По мнению Белякова, модемы без аналитики, без программного обеспечения бесполезны, потому что они стоят давно во многих домах. Проверка же приборов учета, которую планируют провести власти, по его прогнозам, займет очень много времени. Общественник ведет сбор данных самостоятельно и уже получил показатели от 3 тыс. потребителей. Он хочет выяснить, каков реальный рост платы за тепло. Передать свои данные можно по ссылке.
Комментарии
Депутат госсобрания Башкирии Ильгам Галин:
«Считаю, надо распределить суммы на весь год, чтобы снять негативную реакцию населения, как делают в республике Марий Эл. Лучше вернуться к плате по 1/12. А прокуратура по первым сигналам должна выяснять причины повышения в защиту интересов жителей. Тарифы возникли не из воздуха, а из инвестиционного соглашения ресурсников с правительством. Этот договор никому не показывают, хотя население является инвестором. У нас нет чиновников, которые могут взять на себя ответственность. А сейчас доказывать неправоту ресурсников и УК жильцы должны в суде. Идут на это единицы».
Доказывать неправоту ресурсников и УК жильцы должны в суде. Идут на это единицы.— АиФ
Депутат Госдумы России от Башкирии Павел Качкаев:
«Среди регионов Башкирия одна из последних перешла на оплату по факту, и это правильно. Так сделала практически вся страна, начиная с 2015 года. В прошлом году зима была очень тёплой: если бы сейчас жители республики платили столько же, как тогда, то к концу зимы образовался бы громадный долг, и в любом случае ресурсники выставили бы эти недособранные средства в платежках. Другой вопрос, общедомовой прибор учета – ответственность управляющих организаций, расходы по его обслуживанию, поверкам. Но уфимские УК неэффективно работают. И жильцы неактивны во многих домах. Отсюда и рост суммы в платёжках в два-три раза. На самом деле в полтора раза должно было повыситься, на столько рост объема энергии произошёл».