Примерное время чтения: 8 минут
152

На костылях по грязи. Борясь с гололедом, в Уфе по старинке сыпят песок

Ул. 8 Марта в Уфе за всю зиму не очистили от гололеда ни разу, и таких
Ул. 8 Марта в Уфе за всю зиму не очистили от гололеда ни разу, и таких "катков" в столице масса. / Наталья Кузнецова / АиФ

Зима подходит к концу, а улицы Уфы так и остались одним большим катком. Горожане не переставая жалуются, что ходить по улицам города просто невозможно. Единичные травмпункты полны людей с переломами и растяжениями. Несколько лет подряд власти заявляли, что будут использовать для борьбы с гололедом современный материал «Бионорд». Но который год дела не идут: на этот раз под конец сезона коммунальщики стали посыпать дороги и тротуары песком. Как горожане бьются об лед и залечивают травмы, и почему порядок зимой в столице так и не наступил, разбирался UFA.AIF.RU.

Дойти и не упасть

Травмпункт городской клинической больницы № 5 расположен на перекрестке ул. Цюрупы и Достоевского – самый центр Уфы. На входе для всех травмированных дополнительное испытание – на улице такой же гололед, как и по всему городу. Нет и признака того, что с ним пытались что-то сделать. Это препятствие придется преодолеть женщине лет 35-40. С загипсованной рукой она ждет такси, но до машины хочешь не хочешь дойти придется.

– Возвращалась с работы, упала на спуске возле дома, итог – перелом правой руки. Боль – одна беда, но быт теперь просто встал, а я двоих детей одна воспитываю! Справиться с хозяйством очень тяжело. Теперь вот на такси приходится ездить, дополнительные расходы... В автобус со сломанной рукой не зайдешь, а если и запихнешься, то вторую сломаешь!

Этой зимой многие получили очень тяжелые переломы.Фото: АиФ/ Анастасия Агафонова

Внутри – картина, типичная для этого зимнего сезона. Очередь не такая большая, в том числе потому, что первичный и вторичный прием разделены. Но лица людей напряжены: видно, что они едва сдерживаются, чтобы не поругаться.  Возле стойки с платными бахилами это общее внутреннее напряжение все-таки выплескивается наружу. Средства защиты от грязи здесь продают – по 10 рублей за пару.

– Почему 10 рублей? Вы их бесплатно должны раздавать! – возмущаются две пожилые женщины.

травмпункт уфа зима 2025
Бахилы в медучреждении платные. Фото: АиФ/ Анастасия Агафонова

Другие пациенты молча терпят. Многих мучает боль от вывихов, растяжений и переломов - им не до нарушений.

Молодой человек в очереди – спортсмен. Травму он получил на скользком участке по пути от магазина.  Растяжение ноги выбило из тренировочного графика.

– Очень обидно, – с горечью говорит он.

– Приходила в этот травмпункт уже третий раз. На осмотр – минуты две-три, хотя врачи обращаются вежливо, – рассказывает еще одна пациентка, женщина лет 65-ти. – У меня был перелом со смещением, вроде все заживает благополучно. Но травма так просто не уйдет. Сейчас нужна физиотерапия. Звонила в поликлинику, ждала ответа оператора минут 10, в итоге сказали только, что завтра с утра начнут раздавать талоны к ортопеду, с половины восьмого. Сомневаюсь, что получится дозвониться. Видимо, придется идти в саму поликлинику. Только бы опять не упасть!

Зимой в Уфе очереди в травмпункте - это данность. Фото: АиФ/ Анастасия Агафонова

Технологии не пошли?

Проблема гололеда в этом году обострилась практически с самого начала зимнего сезона. Жалобы горожан сыпались одна за другой, но ситуация не менялась. Мэр Уфы Ратмир Мавлиев на пресс-конференции по итогам года объяснил все неэффективной работой муниципальных предприятий.

«Я всем говорю: пахать надо, - заявил Мавлиев, подчеркнув, что достаточно и техники, и материалов, и рабочих, просто «ресурсы надо перегруппировать».

В части реагентов настоящей панацеей в свое время городские власти видели противогололедный материал «Бионорд». Его используют не первый год, но современное средство на дороги Уфы никак не ложится. Года четыре назад, когда реагент, вопреки громким обещаниям, не сработал, выяснилось, что коммунальщики пропустили нужный температурный режим. Оказалось, что сыпать его нужно до зимних осадков, а не после, чтобы снег не прилипал к асфальту, тогда его можно легко убирать. В 2022 году опыт, видимо, был учтен, и мэр Уфы Ратмир Мавлиев заявил, что столица готова полностью отказаться от песка.

«Весной мы задыхаемся в пыли, – рассуждал тогда глава администрации. – Снег становится темного цвета, это неудобно. К тому же образуются наросты на тротуарах, которые надо срезать, это неэстетично и долго».

Увы, эти планы не удалось реализовать и в 2025 году. К концу зимы улицы города стали посыпать все тем же песком.

В мэрии Уфы в ответ на запрос редакции сообщили, что в основном на дорогах, тротуарах, остановках используется минеральный концентрат – галит, а также все тот же «Бионорд». К песку вернулись вынужденно – из-за погодных условий.

«В связи со значительным колебаниями температур от положительных к отрицательным, выпадением осадков, превышающих нормы, на тротуарах и пешеходных зонах образовалась наледь. В качестве вынужденных мер применена песко-соляная смесь», - прокомментировал в мэрии.

То используют неправильно. То ресурсы не распределены. То погода мешает.

Видимо, нет для уфимцев другого пути, как защищаться от гололеда самим. По предварительным прогнозам синоптиков, весь март температура воздуха в столице Башкирии будет днем подниматься до нуля, а ночью опускаться до минуса. Так что еще поскользим! А дальше – весна, грязь и пыль. Но это уже совсем другая проблема…

самозащита от гололеда
Фото: АиФ/ Валерий Денисов

Комментарий

Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта:

«Согласно требованиям ГОСТов, дороги 1-3 категории и пешеходные зоны с проходимостью более 250 чел/ час должны быть полностью очищены от талого рыхлого снега. Главная задача любого противогололедного материала (ПГМ) – предотвратить образование снежного наката и наледи, а также уменьшить количество снежных масс для максимально быстрой и действенной уборки дороги до состояния «черного» асфальта.  Достигнуть такого результата можно только при использовании реагентов, обладающих плавящей способностью.

Для каждого ПГМ действительно есть свой температурный диапазон применения. Например, жидкие материалы более экологичны, но работают только до -7°С. Для превентивной обработки хорошо подходят двухфазные ПГМ, которые можно использовать даже при –20°С. Есть также низкотемпературные, работающие до -25°С. При более низких температурах уже применяют комбинированные ПГМ с фрикционной частью. Самая грубая ошибка, которую допускают дорожно-коммунальные службы – засыпают современные ПГМ прямо в сугробы и при этом не прометают поверхности ни до, ни после обработки ими. Поэтому можно сказать, что проблема заключается не в самом материале, а в технологии и подходе к зимнему содержанию дорог и улиц».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах