Пандемия и ограничительные меры привели к росту объёма бытового мусора и потребовали более интенсивной работы компаний, занятых его вывозом. О том, как справился с ситуацией регоператор самой большой в республике зоны № 3 – ООО «ЭКО-Сити», как развивается на этой территории инфраструктура обращения с отходами, что делается для недопущения роста несанкционированных свалок, рассказал руководитель отделения Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество» в Башкирии, управляющий директор компании Артем Киреев.
Преодолели трудности
Роман Якимчук, UFA.AIF.RU: – Артем Алексеевич, как регоператор организовал работу в период пандемии?
– Наша главная задача - в любых условиях организовать бесперебойный вывоз мусора. Потребовались серьёзные меры по обеспечению безопасности персонала, внимательно следили за тем, чтобы медицинские отходы не попадали в контейнеры с бытовым мусором. Самый сложный период прошли уверенно, среди сотрудников никто не заболел. Во время самоизоляции в городах и сельской местности контейнерные площадки заполнялись примерно на 50% больше обычного, ведь многие сидели дома, занимались уборкой и ремонтом. Все отходы были вывезены, несмотря на то, что собираемость платежей существенно снизилась: в апреле-мае, по некоторым территориям она упала на 75%. Это привело к увеличению кассовых разрывов с подрядчиками, но они с пониманием отнеслись к ситуации и выполнили свою работу без нарушений. Мы идём навстречу гражданам, оплачивать услуги обращения с ТКО становится всё удобнее: ранее мы разработали удобный кабинет клиента на нашем сайте, а 26 мая запустили мобильное приложение для пользователей устройств на Андроид, в августе аналогичный сервис заработает для iOS. Через него потребители смогут не только дистанционно вносить платежи, но и оперативно сообщать, если их не устраивает качество услуг.
– Справляется ли техника с выросшей нагрузкой?
– Мы требуем от подрядчиков использования самой современной техники. Они активно включились в программу обновления транспортного парка, поддерживаемую руководством республики. Второй год подряд Башкирия выделяет по 50 млн рублей на субсидирование авансовых платежей на покупку технику в лизинг. Благодаря этому в нашей зоне сложился современный транспортный парк, где преобладают автомобили Volvo, Scania с системой задней загрузки. Одна такая машина заменяет три старых мусоровоза. Ежедневно у нас выезжает более 200 единиц техники, более половины из них – современные машины. Параллельно с этим благодаря поддержке республики идёт модернизация контейнерного парка, муниципалитеты строят новые контейнерные площадки. На смену старым, металлическим, приходят пластиковые контейнеры, вместительные и долговечные с закрывающимися крышками, исключающими распространение неприятных запахов.
Вклад в развитие
– Как в вашей зонеразвивается инфраструктура сортировки, переработки мусора?
– Зона № 3 хорошо укомплектована сортировочными комплексами, но мы не останавливаемся на достигнутом. Планы развития отражены в инвестиционной программе до 2025 года, которую мы презентовали в правительстве республики. В настоящее время проектируем мусоросортировочный комплекс в Баймакском районе, который будет обслуживать Сибай, Баймак и Баймакский район. Хотим развивать сортировку на юге Башкирии (Зианчуринский, Хайбуллинский, Зилаирский районы). Учитывая, что здесь преобладают населённые пункты с небольшим числом жителей, следовало бы продумать стратегию государственной поддержки строительства здесь мусоросортировочных комплексов.
– Есть ли прогресс в заключении договоров с СНТ на вывоз мусора?
– За шесть месяцев текущего года, их количество выросло на 20%, аналогичный прирост ожидаем в июле. Остаётся сложность в идентификации садовых товариществ: где-то они заброшены, в других местах трансформировались в жилой массив, что особенно касается приватизированных участков. Кое-где СНТ существует, а руководителя фактически нет или товарищество не оформлено как юридическое лицо.
Своевременный вывоз мусора с территории СНТ не даёт образовываться стихийным свалкам. Порой вывозить мусор мешают узкие проезды. Проблему решаем установкой большого контейнера, куда граждане складируют отходы, а через десять дней они вывозятся. Там, где эта система уже работает, люди стали дисциплинированнее, следят за порядком, чтобы посторонние не бросали мусор, где попало.