Примерное время чтения: 14 минут
800

Много совещаются, поздно включаются. Экс-советник мэра Уфы о ЖКХ-чиновниках

Вадим Беляков, уйдя из мэрии, вернулся к своему проекту, который успешно реализует уже 10 лет.
Вадим Беляков, уйдя из мэрии, вернулся к своему проекту, который успешно реализует уже 10 лет. / Наталья Кузнецова / АиФ

Известный уфимский общественник Вадим Беляков в апреле уволился с должности советника мэра Уфы по вопросам ЖКХ, которую он занимал в течение года. В интервью UFA.AIF.RU он рассказал о том, можно ли, работая в мэрии, говорить то, что думаешь, что изменилось при новом градоначальнике и как городские чиновники работают над решением проблем коммунального хозяйства.

Досье
Вадим Беляков родился в 1979 г. в Комсомольске-на-Амуре. Окончил Уфимский юридический институт МВД РФ. Ведёт частную юридическую практику в сфере ЖКХ. Основатель и руководитель проекта «Уфасити.ми». С апреля 2021 по апрель 2022-го занимал пост советника мэра Уфы по вопросам ЖКХ.

О Ратмире Мавлиеве и новых правилах

Наталья Кузнецова, UFA.AIF.RU: Вадим, активисты проекта «Уфасити.ми» в соцсетях, узнав о Вашем возвращении, написали, что рады «от неба и обратно». Это же просто команда мечты. Что побудило оставить ее и уйти в советники мэра?

Вадим Беляков: Сферой ЖКХ я занимаюсь уже 13 лет, а проекту «Уфасити.ми» в этом году исполняется 10 лет. И с самого начала я пытался решать какие-то системные проблемы, но что из этого могло получиться, если я никто и звать меня никак. Был просто общественный фонд с бэкграундом в виде подписчиков. Потом уже меня пригласили в СПЧ, другие общественные советы. Но все равно не было ресурсов для решения тех проблем, которые я видел, хотя стучался во все двери. Плюс ко всему это была общественная работа, я мог это делать только в свободное от работы время. И вот мне сказали: «Ты знаешь, что надо делать, иди и попробуй».

– А какие ресурсы у советника мэра? Разве он может приказать, чтобы кто-то что-то сделал?

– Такого, конечно, не было, чтобы я кому-то приказывал, но настойчиво рекомендовать мог. Ни в коем случае не хочу обидеть руководителей жилищных подразделений администрации, но поскольку у меня начальник был только мэр, де-факто к моему мнению приходилось прислушиваться.

– Свое увольнение Вы уже объясняли тем, что потребность в вашем участии в проектах-ЖКХ отпала. Новый мэр был презентован общественности именно как хозяйственник. Что именно не совпало, какие приоритеты он сменил в работе ЖКХ-сектора?

– За два месяца, которые я там оставался после смены руководства, я не видел, чтобы что-то кардинально поменялось. Шла текущая работа – обычная, рутинная. Но я-то туда пришел, условно говоря, как «антикризисный управляющий», составил для себя план по 87 направлениям. Но сменился мэр и многие вещи, которыми я занимался, притормозились. Никто мне не говорил, что я плохой человек, никто меня не выгонял. Но, например, четыре основных совещания, в которых я каждую неделю принимал участие, проводиться перестали.

– А с Ратмиром Мавлиевым встречи были? Он учитывал Ваше мнение как советника?

– За все время мы с ним встречались четыре раза. И встречи эти были не такими долгими, как бы мне хотелось. Темы наших обсуждений все же были серьезные, но, может быть, он с кем-то другим их обсуждал, хотя на тот момент еще не было первого зама (Сергея Кожевникова – прим.ред.). В любом случае мне хотелось мэра погрузить в те 87 проектов, которыми я занимался, а общались мы, по моему мнению, недостаточно долго для этого погружения. Как руководителя его понять было можно, ведь мэрия – огромная структура, Уфа – город-миллионник. Чтобы эффективно работать, мэру нужна команда, на которую он мог бы опереться, и понимание ситуации, для этого все равно нужно провести некий аудит, оценку. Когда пришел к мэру и сказал, что ухожу, он на самом деле предложил остаться, но я для себя уже все решил.

– Кстати, о команде:  Ратмир Мавлиев сообщал, что проводил работу по выявлению лидеров. Это правда, что в администрации города психологическое тестирование сотрудников стало обычной практикой, и градоначальник на это ориентируется? Приходилось проходить нечто подобное?

– Знаю только, что были какие-то собеседования. Кто именно их проводил – психологи или кадровики – мне доподлинно неизвестно. Но вообще лично я не вижу ничего плохого в изучении настроений коллектива, в том числе таким образом. Лично меня это не коснулось, возможно, потому что я официально не был чиновником.

О бессмысленных совещаниях

– Сложно было перестроиться в администрации после работы в НКО и бизнесе?

– У чиновников нет критериев оценки, KPI (Key Performance Indicators – англ., ключевые показатели эффективности). Я лично пытался их внедрить в работу управляющих компаний, для руководителей структур жилищной сферы использовал «Битрикс». В администрации есть своя система, но она крайне сложная, неповоротливая и неудобная для бизнес-модели. Я привык так, что можно планировать, а затем отслеживать эффективность выполнения тех или иных задач. Мне не нравилось, что ты планируешь одно, а вечером тебе прилетело три телефонограммы по совещаниям, условно говоря, в курултае, министерстве, по выездной проверке – и у тебя весь день, который ты планировал, идет насмарку. Если ты отвлекаешься на решение срочной задачи, это одно, но если это совещание ради того, чтобы посовещаться, а таких, поверьте, очень много, то совсем другое дело.

Zoom, с одной стороны, упростил ситуацию, потому что ездить не надо. С другой, теперь онлайн-встреч стало много, потому что все хотят посовещаться. Например, то же самое отопление: мы делаем, есть результат, но надо же двигаться дальше. Но нет же, всем надо про это отопление еще раз послушать! Одно и то же приходится говорить десяти разным людям! Мне это сложно дается, я не понимаю, зачем это нужно. При этом, конечно, надо сказать, что были и хорошие совещания, на которым были обсуждения и ставились реальные задачи, например, с Центром управления республикой. Но если бы было меньше бесмысленных, делать могли гораздо больше.

Пока команда «сверху» не прилетит, там как в армии – квадратное катать, круглое носить.

– Что, на Ваш взгляд, мешает нашему чиновнику, изменить эту линию поведения?

– Я заметил, что в госструктурах все боятся принимать на себя ответственность. Надо понимать, что за их деятельностью следит очень много различных надзорных ведомств. Не ту бумажку поставил, не там расписался – и уже прокуратура пришла. Ну и в целом, надо признать: пока не чешется, никто не чешет. К сожалению, проблемы решают по факту, когда уже масштаб серьезный. Профилактики, предупреждения, долгосрочного прогнозирования – я такого там не заметил. Пока команда «сверху» не прилетит, там как в армии – квадратное катать, круглое носить. Позиция такая: есть руководители, у них большая голова, пусть они и думают.

– В соцсетях кто-то написал, что Вы человек «который всегда говорит то, что думает». Как это качество совместимо с работой на муниципальной службе?

– На самом деле я не такой человек и считаю, что это не совсем хорошее качество. На мой взгляд, сначала должна быть мысль, а потом слова. Но, конечно, если я вижу, что это ерунда, я так и скажу. А большинство чиновников не будут спорить с руководителем. Это ошибка, потому что руководитель не может разбираться во всем. Нельзя все время со всем соглашаться и выполнять все прихоти вышестоящего.

О жалобах по отоплению и доначислениях

– К вопросам о проблемах в сфере ЖКХ: одна из самых серьезных – отопление. В этом году жалоб было все же меньше, как этого удалось добиться?

– С 2018 года я говорил о том, что нужно провести ряд мероприятий для того, чтобы или вести учет потребления правильно, или устранить причины низкой энергоэффективности. Мною был разработан план из девяти больших пунктов, в каждом из которых еще порядка пяти подпунктов. Работали мы по нему. Это была ревизия тепловых узлов, ремонт ИТП, расчет по площади, анализ расходов энергии через Центр энергосбережения, тепловые инспекции, изоляция трубопроводов на чердаках – все это раньше либо не практиковалось вообще, либо делалось на поверхностном уровне. Надо сказать, ресурсники тоже в этом вопросе пошли навстречу. Безусловно, остались проблемы, например, с ИТП, но это очень долгий процесс. Пока я работал, озвучивалась сумма экономии сначала 350 миллионов рублей, потом 390. Предполагаю, что по итогам отопительного сезона она составила около 500 миллионов.

– Недавно стало известно о доначислениях БашРТС ряду потребителей за декабрь 2020 года. Вы в ответ заявили, что планируете подать иск в суд о незаконности этого шага со стороны РСО. В чем именно видите нарушение?

– По данной ситуации мы уже направили претензию в адрес компании. Напомню, после резкого роста платы за отопления, ресурсники до весны 2021 года проводили перерасчет и возвращали средства гражданам. Изначально они так и говорили, что если контрольно-надзорные органы не найдут нарушений, мы эти деньги вернем. Видимо, по части объектов все-таки не нашли, поэтому деньги возвращают. У меня вопросы – кто проверял, когда? Заявлялось, что нарушения по Уфе были в 2600 домах – грубо говоря, каждый второй дом. И если мы в этом году снизили потребление, значит, в предыдущие годы все же нарушения были. Плюс сообщалось, что возвраты были по 52 тыс. квартир. Все эти собственники сейчас получили доначисления или как? Если я не получу ответов на все эти вопросы, то мы обязательно подадим иск в суд.

Почему управляющие компании – «трупы»

– В части отопления РСО часто пеняют на управляющие компании, да и вообще на последних жалоб воз и маленькая тележка. Дала ли работа в мэрии понимание того, как сделать эффективной систему УК?

– Наши управляющие компании будут неэффективны до тех пор, пока не будет решена проблема их огромных долгов. Работать нормально, когда от 10 до 50% доходов уходит на погашение задолженности, невозможно. Соответственно, услуги не оказываются в полном объеме. Как результат, возмущение жителей о том, что слесарей, дворников нет, крыша течет и так далее. К тому же они не представляют нормальные отчеты, мне этого так и не удалось добиться за время работы в мэрии.

– Вы поддерживаете идею создания единой муниципальной управляющей компании. Почему?

– Я могу ошибаться, но полагаю, что действующие УЖХ невозможно реанимировать. Это «труп», он уже разлагается. В четырех из них уже вообще работают конкурсные управляющие, то есть акционеры никаких решений не принимают. В УК нет плановых закупок, доходит до того, что на текущие работы, они приобретают материалы в розничных магазинах. Выходом из этой ситуации, на мой взгляд, могло бы стать как раз создание нового юрлица, которое будет централизованно проводить закупки и работать через аутсорсеров. Когда депутаты горсовета приняли решение по новой УК, многие подумали, будто она уже создана, но на самом деле это не так. Был принят документ о передаче ряда функций муниципалитета такой организации, если она появится, и в том числе, при необходимости, она могла бы осуществлять управление домами. Такая практика есть в других городах России. И когда она будет создана, это не значит, что все дома автоматически перейдут под ее управление. У собственников должен быть выбор.

– Есть ли тенденция, что жители меняют управляющие компании?

– Она есть, но пока не распространена широко. В основном это хорошие новые дома. А что касается старых, тех же хрущевок, я знаю редкие ситуации, когда они переходили в нормальную частную УК, в основном так бывает, если они расположены рядом с новыми домами и видят положительный пример управления.

О ремонте подъездов и дворов

– Что касается программ ремонта подъездов и дворов, в сетях можно встретить жалобы, что объекты обновляют без учета мнения жителей. Например, во дворах рубят много деревьев. Как действовать жителям, чтобы их услышали?

– В прошлом году я плотно занимался тремя дворами, на одном только на собраниях жителей был раз пять. Каждый хочет свое, видит двор по-своему. В итоге удалось со всеми договориться. В плане рубки деревьев я согласен с претензиями. Проблема в том, что с людьми не разговаривают. Если бы им объясняли, что взамен будут сажать новые деревья, то вопросы бы снимались. А так, конечно, люди идут в соцсети. Что касается подъездов, я не всегда согласен, что это должно делаться за счет бюджета, но, откровенно говоря, жители самостоятельно не потянут. Все упирается опять же в проблемы УК, отсутствие планирования, их долги. Потому что в норме ремонт подъезда должен делаться каждые пять лет. При правильном отношении жильцов к своему дому и нормальной работе управляющей компании это можно делать самим. Просто у нас люди привыкли к тому, что они вроде и не платят ни за что, но и услуги не получают.

– При капремонте подъезда в доме моей знакомой обновили фасады, стены, поменяли окна, обновили фасад, хотя в подвале часто стоит вода, нужен ремонт труб. Такие случаи часто встречаются?

– Там, где жители активные, все нормально. Планы по капремонту делали еще в 2014 году, но при необходимости их актуализируют, меняют. По закону проект должен быть утвержден собственниками на общем собрании за полгода до начала работ. Но даже если это собрание не состоялось, управляющая компания в норме должна сказать, что в каких-то работах по данному конкретному дому нет необходимости, а нужно другое. А так получается, что жители у нас инертные, управляющая компания загружена финансовыми трудностями и не вникает в нюансы, в итоге получаются вот такие ситуации.

Зачем нужны надзорные органы, если в большинстве их ответов написано «при несогласии обращайтесь в суд»?
АиФ

– Не кажется ли Вам, что это государство сделало систему ЖКХ абсолютно неэффективной? Не лучше ли ему вообще уйти из этой сферы, дать возможность сформироваться нормальному рынку?

– Может быть. Я тоже не понимаю, например, зачем нам все эти надзорные органы, если в большинстве их ответов написано «при несогласии обращайтесь в суд». Для чего они нужны тогда, если можно сразу пойти в суд? В целом, система, которая есть, очень сложная и зарегулированная. Понятно, что обычные люди в этом никогда ничего не будут понимать. Конечно, есть такие проекты, как наш, направленные на просвещение. Но это надо фактически положить себя на алтарь.

– А если Вас опять позовут на работу в госструктуру, согласитесь?

– Почему бы и нет? По крайней мере, мне за время своей работы в мэрии не стыдно. Да, система косная, но если мне дадут возможность озвучить мои условия, они будут соблюдаться, то я не против.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах