В городе Салавате управляющая компания (УК) возложила на жильцов затраты на обработку подъездов дезинфицирующим раствором, причем суммы, по данным собственников, исчисляются миллионами рублей. В УК это объясняют тем, что не получили средства от государства на обработку, хотя и обещают провести перерасчет, признавая, что начисления некорректные. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.
Миллионы на хлорку
Василий Троцкий, который является старшим по дому на проспекте Нефтяников, 2, предоставил AIF.UFA.RU копии ежемесячных актов о выполненных управляющей компанией «Жилкомзаказчик» работах с начала года. С марта месяца в документах появилась строка «Обработка поверхности дезинфицирующим раствором», цена услуги – 8,49 руб. за 1 кв м.
Отметим, что по данным из открытых источников в доме, о котором идет речь, общая площадь жилых помещений составляет более 3,5 тыс. кв м, помещений общего имущества – 290,5 кв м, площадь подвала – 735 кв м.
Согласно документам, за март и май работы были проведены на площади почти в 3,8 тыс кв м, сумма начислений по дому за месяц – более 32,1 тыс. рублей. В апреле объем работы был в разы больше – около 9 тыс. кв м на сумму более около 76,4 тыс. Как следует из информации на сайте УК, в управлении у этой организации находится 271 дом общей площадью около 1,5 тыс. кв м.
Еще один нюанс – суммы в квитках на оплату коммунальных услуг у жильцов не изменились. Счет управляющая компания выставляет не поквартирно, а на весь дом, то есть деньги просто снимаются с лицевых счетов конкретных домов.
«Если по всем домам компания действует по тому же принципу, то в месяц УК выставляет своим жильцам объем работ на сумму не меньше 10-12 миллионов рублей, - рассуждает старший по подъезду. – То есть такие деньги они с нас берут за хлорную обработку (причем нерегулярную) перил и панелей домофонов! По нашему дому были финансовые накопления, мы планировали сделать мелкий текущий ремонт (двери подъездов заменить, подремонтировать канализацию и проч.), но теперь денег нет – на них «купили» хлорку!» – возмущается старший по дому.
По нашему дому были финансовые накопления, мы планировали сделать мелкий текущий ремонт, но теперь денег нет – на них «купили» хлорку!— АиФ
Скорректированное несогласие
По словам Василия Троцкого, общего собрания и решения жильцов по вопросу обработки от коронавируса не было. А этот факт, по мнению юриста и эксперта в сфере ЖКХ Вадима Белякова дает старшему по дому основание вообще отказаться принимать работы.
«Я бы рекомендовал указанные акты не подписывать, если в них указано, что работы оказываются в рамках статьи по содержанию. Либо требовать на эти работы отдельные акты», – прокомментировал Беляков.
Юрист уточнил, что сейчас проконтролировать настоящие расходы УК жильцы не могут, так как законодательство обязывает управляющие организации формировать детальные отчеты раз в год. Они публикуются в первом квартале года, следующего за отчетным. И жильцы имеют право знать, на что УК потратила их средства.
Как сообщили корреспонденту AIF.UFA.RU в самой управляющей организации, сейчас сотрудники «производят корректировку калькуляций», поскольку изначально расчет делали исходя из общей площади подъездов, а по факту обрабатывают только до второго этажа. Кроме того, убрали затраты на производство работ и оставили лишь материалы.
«Калькуляции по каждому из домов уменьшилась в среднем раз в пять. Сейчас мы делаем перерасчет и в ближайшее время предоставим старшим по дому акты с учетом корректировки. Но обработка в любом случае должна производиться за счет собственников, у нас есть на этот счет письмо министерства ЖКХ, – заявила руководитель управляющей компании «Жилкомзаказчик» Светлана Серова. – Никаких компенсаций из бюджета мы не получали, нам только предоставили 600 масок, по 150 комбинезонов и пар сапог и 180 литров средства для обработки, но его нам не хватило даже на один раз, поскольку у нашей компании очень большой жилой фонд».
В министерстве ЖКХ Башкирии ситуацию не комментируют. UFA.AIF.RU направил чиновникам официальный запрос, но ответа на момент публикации не поступило.
Обновление от 27 августа: как объяснили корреспонденту редакции в министерстве ЖКХ Башкирии, законодательством и нормативными актами предусмотрен порядок обеспечения управляющих организаций дезсредствами и СИЗ, исключающий необходимость перекладывать расходы за обработку на жильцов. А ситуацию с конкретной управляющей организацией, если у жителей возникли вопросы, должны разбирать в надзорных ведомствах.
Комментарий
Руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолий Дубовский:
«Это проблема, надуманная именно этой организацией. На нее мне и раньше жаловались, несколько домов даже пытались сменить управляющую компанию. Обработку выполняют все УК, это предписание Роспотребнадзора. Но почему-то именно у них закупка обрабатывающих средств обходится в немыслимые суммы. Если не было согласия жильцов на дополнительную услугу, то УК не имеет права выставлять счета жильцам ни в каком виде. Снабжение управляющих организаций средствами индивидуальной защиты и веществами для обработки было централизованным от министерства ЖКХ. И если им чего-то не хватило, то это опять же только их проблема – выдача средств и реагентов происходила исходя из предоставленных УК исходных данных и в соответствии с установленными нормативами. И если они потратили свыше этого норматива, значит, это уже не дезинфекция, а травля химикатами самих жильцов».