Чтобы мусоровозу заехать на сортировочный полигон в Ишимбае, водителю необходимо сначала нарушить несколько правил ПДД, потом с риском для жизни преодолеть бездорожье, а в конце еще и выстоять огромную очередь. Причем порой не только на въезд, но и на выезд. И это лишь одно из последствий недавнего изменения территориальной схемы вывоза мусора на юге Башкирии. Ситуация уже обернулась конфликтом, в деталях разбирался корреспондент UFA.AIF.RU.
Шило на мыло?
В Ишимбае сейчас два собственных полигона: старый, который был закрыт несколько лет назад и подлежит рекультивации, и новый. Проехать к старому можно только через территорию нового полигона, въезд для них один. Тем не менее, местные общественники уже неоднократно сообщали, что старая свалка по-прежнему используется. Отметим, что рекультивировать ее должен ООО «ЭкоСити» — собственник нового полигона, изначально построенного исключительно для нужд самого Ишимбая.
Недавно республиканские власти объявили о начале второго этапа мусорной реформы. И решили изменить территориальную схему вывоза мусора. Ишимбайский мусоросортировочный комплекс чиновники сочли достаточно вместительным и современным, чтобы свозить туда мусор еще из четырех муниципальных округов: Миякинского, Стерлибашевского и Стерлитамакского районов и города Стерлитамака. В сумме это более 30 тонн мусора в год.
Отметим, что в тех муниципалитетах, откуда повезут мусор в Ишимбай, есть свои полигоны, причем достаточной вместимости. Так, например, мусоросортировочный комплекс в Стерлитамаке имеет такую же мощность. А недавно премьер-министр правительства Башкирии Андрей Назаров хвастал в соцсетях, что там теперь расположена первая в республике сортировка, начавшая производство из отходов топлива.
«Население и так платит»
Переработка мусора в Стерлитамаке обходится регоператору в 300 рублей за тонну. В Ишимбае же эта услуга в разы дороже – 2,5 тыс. Да плюс расходы на дорогу – 30 километров в одну сторону. Вот и спрашивают местные жители: зачем? А недавно их встревожила еще одна новость – «ЭкоСити» выиграл тендер на вывоз 700 тонн отходов с крупного химического комбината. И судя по словам ишимбайского общественника Григория Горового, повод для беспокойства серьезный.
«Отходы привозят и просто закапывают. Работников в цех сортировки привозили из Кушнаренково, платили мало, отношение к ним было скотское, люди разбежались. Никто в обработке не заинтересован. Зачем? Если население и так платит за вывоз мусора, – уверен Горовой. – Я знаком с ситуацией не понаслышке, работал там грузчиком, снял несколько роликов, в которых показано, что творится изнутри. Полигон не должен принимать автомобильные колёса, шифер, но берут всё подряд. Что-то брикетируется для галочки, многое идёт под бульдозер, мусор закапывают уже не просто в яму, а складируют вторым ярусом».
Дошло до того, что горожане начали собирать подписи под обращением в минэкологии и регоператору по мусороперевозке.
«Мы выражаем свое несогласие и против того, чтобы на наш мусоросортировочный комплекс привозили мусор из других районов и городов. Это нарушает наши права и природоохранное законодательство, - написали авторы обращения. – Мы убеждены, что мусорная реформа должна идти с соблюдением действующего законодательства России и исключить неблагоприятные последствия для экологии Ишимбая и юга Башкирии».
«Где зимой трасет, летом – хана»
Добавили огня этому конфликту водители мусоровозов. В Сети были опубликованы кадры из салона грузовика, трясущегося по бездорожью.
«Дорога по зимнику трясет, а летом вообще хана», — рассказал один из шоферов.
Однако прежде чем попасть на эту дорогу, необходимо сначала нарушить правила ПДД, проигнорировав знаки «Ведутся дорожные работы» и «Движение грузовым автомобилям запрещено». А по пути необходимо преодолеть мост, половина которого закрыта из-за аварийного состояния. Движение по нему регулируется знаками приоритетного движения.
Но и на этом испытания для водителей еще не завершены – для разгрузки мусора и завершения рейса необходимо еще и отстоять грандиозную очередь из мусоровозов. Причем, судя по одной из видеозаписей, не только на въезде, но и на выезде из полигона. Так зачем же надо было включать в терсхему свалку, дорога к которой, как сообщают водители, не рассчитана на автомобиль тяжелее 3,5 тонн?
По словам, чиновников, всё дело в том, что Ишимбайский мусоросортировочный комплекс – самый эффективный в республике. Заместитель министра экологии региона Нияз Фазылов объяснил, что целью нацпроекта является не сама по себе сортировка мусора, а извлечение фракций, пригодных для вторичной переработки. И на данном этапе реформы начинается работа по модернизации всех мусорных комплексов, чтобы поднять их эффективность минимум до 15%.
«Поэтому Ишимбайский комплекс и включен в территориальную схему, и потоки направлены туда, чтобы было максимально эффективное использование данного комплекса, – заверил Фазылов. – Мусоросортировочные комплексы в тех городах, которые из терсхемы убрали, по сути, не дают никакого эффекта».
Комментарий
Модератор тематической площадки ОНФ «Экология» в Башкирии, член регионального штаба Мурад Шафиков:
«Возникший спор – это вопрос не экологии, а экономики. Насколько я изучил ситуацию, сортировочный комплекс в Ишимбае изначально был построен с завышенной мощностью. Вероятно, инвестор где-то просчитался, иначе я не представляю, зачем ему надо было вкладывать огромные деньги (а речь о десятках миллионов) в производство, которое будет простаивать. Но вот с тех пор и идет борьба за мусор. Кстати, что там такого ультрасовременного, что нам сейчас пытаются внушить, тоже непонятно, никакого особенного оборудования я там не видел – это обычная мусоросортировка, как везде. Мы сейчас изучаем новую терсхему, уже выявили ряд ошибок и неточностей. Отчет от нас ждут до 1 марта, надеюсь, наши замечания все-таки учтут».