Уже несколько дней журналист UFA.AIF.RU Сергей Дорофеев с коллегами из других башкирских СМИ находится в служебной командировке в зоне проведения СВО. О том, какова реальная обстановка в тех местах, где ему уже удалось побывать, он написал в своем материале.
На дорогах – реальный ремонт
За почти две тысячи километров по автомобильным дорогам от Урала в сторону СВО совершенно не сложилось впечатление, что страна серьезно воюет и речь идет о выживании. Везде идет «мирное строительство», по всему маршруту организованы дорожные работы. Причем не как раньше, когда дорожники годами корпят над развалами под названием – «трудный участок дороги», а поразительно беспрецедентно активно. Впервые за последние десятки лет на одном отрезке трассы мы увидели задействованными сразу более 30(!) больших самосвалов. Правда, все они были китайского производства. Видимо, маржинальность данного бизнеса позволяет за короткий срок настолько интенсивно использовать технику, что покупать те же долгоиграющие Камазы не имеет смысла. А на каждый новый такой контракт по ремонту дорог, судя по сверкающему лаку, делают закупки новой партии китайской техники.
Несмотря на закрытую «заграницу» и начало лета, нет бесконечного потока машин с отпускниками к морю: все, как обычно. А вот заправок, кафе, гостиниц на любой вкус и кошелек становится все больше. Правда, мы поначалу «купились» на яркий бренд и большую стоянку машин возле одного кафе, а там оказалась пластиковая посуда, порошковое картофельное пюре и высокие цены. В следующий раз остановились в небольшом уютном фермерском заведении – вкусно и по-домашнему.
Границу перешли за 15 минут
Границу с Луганской Республикой прошли буквально за пятнадцать минут. Благожелательный персонал особо не копался в машинах – в основном проверяют документы. Проблемы возникли у нашего 70-летнего водителя: паспорт у него поистрепался, и он самостоятельно подклеил его скотчем. Симпатичная прапорщица с руками профессиональной пианистки сыграла на потрепанном документе не одну сонату, пока удостоверилась в том, что он не поддельный. После дополнительного подтверждения личности водителя его пропустили через границу.
После въезда в ЛНР тоже встречается дорожная техника, хотя, конечно, масштабы пока несравнимы. Техники в разы меньше. Но, например, очистка заросшей обочины идет активно, причем «зеленый мусор» сжигают на месте (нет на них экологов, которые заставили бы везти его на переработку за многие километры).
Чаще встречаются здесь и блокпосты, и военная техника, маркированная V и Z. На постах - подтянутые молодые парни в форме с оружием, внимательны к прибывающим, но благожелательны. Бронежилеты из них носят далеко не все, как и госавтоинспекторы. Большинство – в темных очках.
Работать можно
Чем дальше от таможенного поста, тем хуже качество дорожного покрытия. Общественный транспорт ходит редко, встречаются заросшие буйной травой автобусные остановки. Но народ на них есть – жизнь продолжается. Пока нет ощущения порядка: так, на заправках, которых довольно много, стоимость топлива указывают редко, хотя цены на бензин такие же, как у нас в Башкирии.
Бросаются в глаза нераспаханные поля. О сельском хозяйстве напоминают разве что только полевые ягоды, продающиеся бабками на обочинах.
Очень много ждунов, которые еще не приняли решение, кем быть.— АиФ
– Ну как тут жизнь? - спрашиваю охранника, работающего по контракту.
– Раньше платили 170 тыс. в месяц, сейчас уже около 100, но работать можно, - честно признается он.
– А население здешнее как к вам относится?
– Половина на половину, – включается вдруг в разговор местный житель, и услышать именно от него такую оценку было неожиданно. – Очень много ждунов, которые еще не приняли решение, с кем быть, выжидают, чем все закончится не только на поле боя, но и в высоких кабинетах.