Семья Юлаевых из Уфы этим летом выбрала для летнего отпуска путешествие по не самому очевидному направлению — в Казахстан. Ехать решили своим ходом, на машинах. Организовывать весь тур — тоже самостоятельно. Все подробности поездки туристы рассказали ufa.aif.ru.
Три часа на границе
Изначально мы определили три обязательные точки для посещения: горный поселок-курорт Бурабай, столицу государства Астану и озеро Балхаш. Исходя из этого построили маршрут, который начинался в Уфе, предполагал ночевку в Челябинске. Оттуда — через Курган, Петухово, Петропавловск, Бурабай и Астану, до Балхаша.
Спрогнозировать время прохождения границы было трудно. Поэтому с первой точкой остановки в Казахстане мы не определились. В качестве «перевалочных пунктов» рассматривали Петропавловск либо Кокшетау.
Однако, выехав из Челябинска в 9 утра субботы, до пропускного пункта в Петухово мы добрались лишь ближе к половине четвертого. И еще не знали, что границу придется проходить целых три часа (!), а потом еще около часа оформлять местные сим-карты и страховки на транспорт. В итоге передвижение по территории Казахстана мы начали в 19:30.
Со штрафами — строго
Впереди была полная неопределенность, поскольку искать первую точку ночевки решили по пути, в зависимости от того, как будет складываться дорожная ситуация. Первые 10-15 км дороги после границы немного поубавили пыл: уже стало понятно, что до Кокшетау (275 км от границы) добраться мы не сможем. Поэтому договорились ехать до Петропавловска (95 км), а уже там решать, как быть дальше. Дело в том, что на этом участке дороги практически нет. Она ремонтируется, и объезд проходит через каменистое поле. Скорость движения — 20-40 км/ч.
Но пройдя эти злосчастные 10-15 км, мы выехали на идеальную трассу, на которой ограничение скорости составляет от 100 до 110 км/ч на разных участках. Настроение немного повысилось.
Надо сказать, что в Казахстане очень строго со штрафами, есть скрытые патрули, поэтому мы следовали строго по знакам. Если разрешенная скорость падала до 40 км/ч — сбавляли без каких-либо сомнений.
На курорт — по QR-коду
Поужинали в кафе на выезде из Петропавловска — время было около 10 часов вечера. Прикинули, что до Кокшетау остаётся около 170 км, а до Бурабая – 270 км. И решили, что сил еще достаточно , чтобы осилить этот путь, хотя позади уже было 550 км и 11 часов за рулем с перерывами на прохождение границы и перекусы. Минус был в том, что в Бурабае нас никто не ждал. А в субботу там всегда полно народу. Решили рискнуть и искать ночлег по пути. К счастью, вариант нашелся, причем, очень даже неплохой — 2 гостевых домика, где легко разместятся две наши семьи. Это придало сил.
В Бурабай мы прибыли лишь ближе к двум часам ночи. Ночь не позволила нам рассмотреть всю красоту этого места. А вот утром взору открылась необычная картина — красивые горы и озера, комфортные гостиницы и уютные рестораны по первой линии озера. И огромные потоки туристов. Таких пробок мы не видели даже в час пик в Уфе, а ведь население поселка составляет около 4 тыс. жителей.

Вкусно позавтракав, посетили несколько местных достопримечательностей и похвалили себя за то, что нашли в себе силы добраться до горного курорта, ведь отсюда до Астаны по местным меркам рукой подать — всего каких-то 260 км.
Выезжая из Бурабая, мы столкнулись с небольшой проблемой — невозможностью оплатить наличными посещение курортной зоны. Местные переводят деньги только через QR-код, забивая при оплате номер машины. После этого им достаточно подъехать к шлагбауму, и автоматизированная система уже видит, что курортный сбор оплачен и открывает проезд. Ломать голову пришлось недолго. Местные решили нам помочь, оплатили проезд, прописав номера наших машин, а с ними мы уже рассчитались наличными.
Идеальные дороги — и дешево
Путь в Астану пролегал через шестиполосную трассу, на которой через некоторое время встретили терминал въезда на платную дорогу. Чуть замедлили скорость, чтобы камеры зафиксировали наши номера, и двинулись дальше. Приятно удивило, что разрешенная скорость здесь достигла уже 140 км/ч. Вот где пригодился круиз-контроль. Так продолжалось вплоть до въезда в город. Стоит ли говорить, что после марш-броска прошедшего дня, эта дорога показалась нам сущим пустяком. И стоимость платного участка приятно удивила — всего 200 руб. по нашим деньгам. Кстати, туда-обратно проезжали платные участки 4 раза. Протяженность от 100 до 170 км. В деньгах это вышло от 10 до 200 руб. максимум. Даже удивительно, как при такой стоимости здесь умудряются содержать эти дороги в идеальном состоянии.
Небольшой «сюрприз» ожидал по прибытии в город. Гостевой домик под названием «Охота», который мы бронировали заранее, внеся предоплату, оказался не таким уж уютным, как на видео, которое нам присылали хозяева. Мы ожидали увидеть здесь баню, бассейн, два этажа с комнатами для всех участников путешествия. Всё это здесь было, но бассейн оказался грязным, сауна — видавшей виды, мебель — сильно потрёпанной, а душевые кабины — с разбитыми стёклами. Сам район тоже был не самым туристически привлекательным.
Настроение испортилось. Было решено искать другое жильё. Отказ возвращать предоплату был ожидаемым, но окончательно испортил впечатление от этого места. Благо, на казахстанском сайте удалось найти объявление о сдаче трехкомнатной квартиры по приемлемым ценам. Дом располагался через дорогу от международного выставочного центра Expo. Выдвинулись туда и сразу увидели другой город — красивый, современный, весь в огнях и высотках.

Гостеприимство — высший класс
Квартира сразу всем понравилась (свежий ремонт и чистота), но вот с парковочными местами пришлось повозиться. В Астане парковки платные. Нам же хотелось найти что-то ближе к дому в связи с обилием личных вещей и одежды, которые не хотелось далеко носить. Но ближе к дому всё было занято.
Здесь мы в очередной раз ощутили дружелюбие и гостеприимство казахского народа. Охранница подземного паркинга провозилась с нами целый час, подсказывая варианты размещения машин. Даже была готова дать нам одно свободное машино-место. Но оказалось, что оно кем-то занято. К тому же вариант под одну машину нам не подходил.
Решили выезжать на парковку где-то 500 метрах от дома, которую мы присмотрели по пути сюда. И тут удача повернулась к нам лицом: выезжая из паркинга, сразу увидели одно освободившееся место, куда поставили первую машину. Проехав метров 50, нашли ещё одно и благополучно разместили второе авто. Отсюда до подъезда было метров 100, вход во двор — еще ближе. Решили машины больше не трогать и дальше перемещаться по городу на общественном транспорте.

Так прошёл наш второй день в Казахстане. В благодарность за потрёпанные в долгой двухдневной дороге нервы нас ждал вкусный завтрак в ресторане восточной кухни. В Астане нам предстояло пробыть до среды, так что от утомительных поездок можно было отдохнуть.
Следующие два дня знакомились со столицей: Центральная мечеть, Expo, площадь «Байтерек», океанариум, ТЦ «Хан-Шатыр», центр города и прилегающие районы, парки и скверы. Гуляли долго, вплоть до мозолей на ногах. Всё очень красиво.
Ночная Астана — это отдельная история. Город смотрится очень современным, везде яркие огни, вывески, медиафасады. Активная ночная жизнь. Чистота и порядок. И дружелюбные горожане, готовые поддержать беседу, помочь, подсказать. Все здесь прекрасно говорят на русском и легко откликаются на просьбы туристов из России.

В автобусе — никаких наличных!
Перемещения по городу на общественном транспорте удобны, поскольку автобусы чётко отслеживаются по 2ГИС (казахи произносят «тугис»), ходят по расписанию. Правда, в часы пик бывают переполнены. Единственный нюанс, с которым мы столкнулись — проезд невозможно оплатить наличными, а местных карт у нас не было. Оплата происходит по QR-коду и этим функционалом пользуются все — от молодежи до пожилых людей. В первый раз нам помогли приобрести билеты другие пассажиры. Нам осталось лишь сфотографировать QR-код, чтобы при необходимости показать его контроллеру. Причём, наши помощники даже отказывались принимать компенсацию наличкой. 120 теньге – это примерно 20 рублей в наших рублях, даже дешевле.
Но вопрос оплаты по QR надо было как-то решать, поскольку ездили мы активно и часто. И проверки контроллеров проходили практически на каждом рейсе. Просить каждый раз кого-то - было не вариант.
Помогло приложение мобильного оператора, сим-карты которого мы приобрели на границе. Во вкладке «Финансы» есть возможность оплаты проезда. Мы закинули на счёт по 500 руб., которые тут же конвертировались в 3 тыс. теньге, и проблема была решена.
Уезжали из Астаны с чувством лёгкой грусти, понимая, что будем скучать по этому городу.
Смерчи и «море»
Дальше предстояло проехать еще чуть больше 600 км до озера Балхаш. Трасса — две полосы в каждую сторону, дорога идеальная, прямая. Круиз-контроль позволил пройти это расстояние за шесть с половиной часов, поскольку скорость практически не приходилось сбавлять — шли по 100-110 км/ч. Полчаса прибавилось за счёт остановки в кафе.
Степная трасса нагоняет грусть. В такой местности 110 км/ч ощущаются как 50-60 км/ч. Выжженная солнцем трава — и взору не за что зацепиться. Практически без перемен в ландшафте на протяжении 600 км. В этом плане башкирская горная извилистая трасса с перепадами высот проезжается гораздо комфортнее. Хотя, может, это дело привычки.
Что не даёт закемарить за рулём — смерчи, которые изредка возникают вдоль трассы. Зрелище интересное, в один из них мы въехали на асфальте, мотнуло машину неплохо.
И вот вдали показался Балхаш, который сразу привлёк внимание лазурной гладью до горизонта. Было ощущение, что подъезжаем к морю, а не к озеру. Позже, уже на пляже, это ощущение только усилилось. То же море, только волны пониже и вода пресная. Кстати, это только в западной части. Восточная часть Балхаша — солёная. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются.

Обратный путь разбили еще на два марш-броска. От Балхаша до Кокшетау (900 км) и от Кокшетау до Челябинска (720 км). Переночевали в гостинице в Кокшетау, вкусно и плотно позавтракали здесь же и выдвинулись в сторону границы, которую в этот раз «проскочили» за полтора часа.
Путешествие заняло ровно 7 дней. Везде понравилось, было красиво, вкусно и сытно, гостеприимно и дружелюбно — настоящая восточная сказка! За счет того, что мы ехали своим ходом, получилось и сэкономить: общий бюджет поездки получился около 120 тыс. рублей. На нашу семью из 4 человек — можно сказать, копейки. Но, конечно, мы питались в столовых и недорогих кафе, ресторанами побаловали себя буквально пару раз. Повезло и с погодой – от умеренных 20-25 градусов в Бурабае и Астане до 36 градусов на Балхаше. Представляю, как бы мы гуляли по Астане, если бы эта погода пришла туда раньше, чем мы выехали на казахстанское море. Пожалели только об одном — что не остались еще на ночь в горном Бурабае. Оно того действительно стоит!
Прокуратура добилась сноса незаконных построек на Павловском водохранилище
Историческое поселение в геопарке «Торатау» обеспечили интернетом
Свой кремль и клад на дне озера. Честный отзыв туристки о Казани
Школьники из Беларуси приехали на отдых в Башкирию
В Уфе проходит IV Международный фестиваль здоровья и туризма «На рахате»