Запущенный 6 апреля во всех школах онлайн-формат вызывает вопросы и критику в адрес его организаторов. Как помочь ребёнку на дистанционке, что должно стать приоритетом и есть ли перспективы у онлайн-образования? Об этом наш разговор с руководителем региональной общественной организации содействия в решении социальных проблем семьи и человека «Продвинутые родители» Ириной Банниковой.
Минимум потерь
Айгуль Нургалеева, «АиФ Башкортостан»: - Ирина Владимировна, что представляет собой ваша организация и скольких родителей она объединяет?
– Мы не выдаем членские билеты, не собираем взносы. Наша организация вне политики. Клубы-филиалы есть во многих муниципалитетах. Число участников в разных социальных группах, мероприятиях не отслеживаем. К примеру, на одном республиканском форуме было больше 10 тысяч человек.
– Вам приходят жалобы на обучение в онлайн-формате?
– Для жалоб есть другие ведомства и организации, мы нацелены больше на просвещение. Но, конечно, я вижу, что происходит. Реакция абсолютно разная, очень много негатива. Ужас, что творится в родительских чатах, сама в них состою. От непонимания и бессилия там пишут такое… Трудно представить, что автор – взрослый человек.
Когда родители звонят мне и жалуются на учёбу, я советую изменить приоритеты: сконцентрироваться на здоровье, на личных взаимоотношениях с ребёнком. Это важней. Упадёт ли успеваемость – возможно. Может, в силу биологических особенностей – так ребёнку учиться сложнее. Тем более, родитель не должен превратиться в домашнего тирана. Золотое правило педагогики – родитель должен быть на стороне ребёнка независимо от того, как он вел себя в непривычной ситуации. Потому что максимальная задача – сохранить физическое здоровье и с минимальными потерями это время пережить. Не «хорошие оценки любой ценой», а благоприятная, ровная атмосфера в семье – ведь завтра, возможно, самоизоляцию ужесточат. Вы же люди взрослые, умудрённые жизненным опытом, с устойчивой нервной системой. Для многих детей учёба через интернет – вообще стресс! Не надо стоять над ними с палкой – точно не поможет.
– А что поможет?
– Всё зависит от самих родителей – насколько они сами продвинуты в этих технологиях. Например, смогут ли оперативно помочь ребёнку, если система «подвисла». Ещё один важный момент – занятость. Если мама и папа в данное время не работают, конечно, легче: всегда готовы помочь ребёнку, если не сами, то через учителя. Первоклассник и восьмиклассник – два совершенно разных случая. Уровень знаний у них разный, но от обоих требуется владение интернет-технологиями.
Учиться надо родителям
– А если родители – медработники или сотрудники экстренных служб – сутками не бывают дома или сами находятся на карантине, в больнице? Таких сегодня немало...
– Учителя должны учесть этот момент. Ребёнку и так тяжело психологически, а здесь ещё учёба, требуется внимание. Не у всех есть бабушки и дедушки, да и иногда они хуже своих внуков разбираются в программах. Наверное, с такими школьниками учителя должны заниматься больше. Ведь их родители не по своей воле оказались на карантине.
– Учителей перед внедрением онлайн-обучения подготовили. Может, нужны какие-то курсы и для родителей?
– Мы думали над этим. Где есть запросы, на них реагируем. Но информации недостаточно, нет ресурса. Не исключаю, что вскоре появятся какие-то образовательные программы, нацеленные на повышение родительской интернет-грамотности. Если это сельские родители, где нет интернета и не у всех компьютеры, надо начинать с обычного ликбеза. Если городские, то в принципе IT-грамотность повышать. В общем-то, мы занимались этим и раньше. Но акцент делали на повышении кибер-безопасности детей. Теперь гаджеты выполняют новую функцию – проводник знаний. В каждом районе, городе это происходит по-разному. Скорость интернета недостаточная. В районах и технически не подготовлены школьники, и родители мало чем могут помочь. Невозможно в одночасье отстроить эту систему. Нет куста обучающего. Но он, конечно, нужен. Нет ресурсов, чтоб создать полноценный курс. Надо решить вместе с минобразования.
– Как реагировать родителям?
– Дистанционка сегодня – это единственное возможное решение, продиктованное ситуацией. Что нужно? Сохранять спокойствие, здравый смысл. Родителям надо взять себя в руки, если речь не идёт о выпускных классах. Ведь ни у кого нет сегодня чёткой картинки, думаю, даже в министерстве.
Прежней не будет
– Как вы думаете, почему возникли такие проблемы с обучением онлайн?
– Надо было его вводить постепенно – сначала по понедельникам. Но у нас получилось всё сразу. Вообще, это огромный вызов системе образования и её устройству. И мир, и система образования уже не будут прежними. Мы не знаем, на сколько затянется период самоизоляции. Тем, кто сегодня познакомился с дистанционным образованием, потом тяжело будет вернуться за парты. Ведь они уже знают, что те же знания можно получать совсем в другой форме. Насчёт успеваемости тоже всё изменится. Дети, которым было тяжело отвечать в классе, прилюдно при оффлайн обучении, сейчас могут раскрыться и стать хорошистами и отличниками. Ведь многое зависит от характера и темперамента ребёнка. Кому-то это вообще на пользу. Кто-то откроется. Кто-то мечтал о дистанционном образовании. Есть и такие, кто радуется: «Как здорово, что это наконец-то случилось!» Ведь из года в год растет число детей на семейном образовании, которые учатся дома. Надеемся, когда всё это устаканится, в республике появятся организаторы учебного процесса именно в таком формате. Когда люди поймут, сколько сэкономили времени и денег на дороге, на питании.
– Пострадает ли качество обучения?
– Об этом можно будет судить не через неделю и даже не через месяц. Контрольные работы этого года вряд ли покажут объективную картину: ведь три четверти учились оффлайн. Такое обучение зависит от технических возможностей каждого. Конечно, там, где они есть – где условия созданы, там всё хорошо проходит.
– Глава региона поручил минобразованию и минцифре отладить дистанционную систему обучения с 20 апреля, вы считаете, она ещё долго продлится?
– Ещё недавно все были уверены, что к середине апреля дети вернутся в школу. Но пока всё неопределённо, сегодня таких оптимистов всё меньше. Я не вирусолог и не прогнозист, но, считаю, для начальной школы вообще можно было уже завершить учебный год, ведь им не нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ, поступать. В ряде субъектов пошли по этому пути. Например, в Хабаровском крае досрочно отпустили младшеклассников на летние каникулы.
Можно рассматривать переход на дистанционку как один из этапов развития. Поэтому должны быть какие-то нетривиальные решения. Может, имеет смысл в начальном звене сделать итоговую аттестацию за три четверти учебного года. А четвертую расценивать как пробную, как тренировку – чтобы оценить, насколько готовы к формату онлайн и система образования, и родители, и дети. Программа одной четверти не столь объёмна. Даже те, кто готовится к ЕГЭ, уже всё прошли и просто повторяют. Это самостоятельная работа. Непонятно, будет ли дистанционка востребована в следующем учебном году.
К примеру, по дополнительному образованию мы решили не работать онлайн, а приостановить занятия до конца учебного года. Мы учим навыкам, онлайн это не получится. Хотя родители готовы были продолжать с нами работу. Но мы понимаем, для них сейчас главное – накормить ребёнка.
– Вокруг дистанционного образования столько фейков гуляет! Как их остановить?
– У людей появилось много свободного времени, вот и кинулись в информационный поток. Считаю, пусть информации будет мало, но из достоверных источников. Кстати, в наши группы в соцсетях практически не проникает спам о коронавирусе, потому что жёстко регламентировали это при создании. Мы обсуждали, что попросим родителей не пересылать, не нагнетать обстановку. Но потом поняли, что к людям, которые этим занимаются, обращаться бесполезно. Любое «гениальное» послание – ещё один инфоповод. Их можно забанить, удалить, но не изменить. А к наказанию за фейки наше общество ещё не готово. Сколько людей от интернет-мошенников пострадало, но ни одно преступление не раскрыто. Отловить, выследить их невозможно.