538

В путь за чудом. Куда съездить в Башкирии на Пасху и Светлую седмицу

Александра Горубнова / АиФ

В этом году православная Пасха и следующая за ним праздничная неделя для верующих (Светлая седмица) совпала с майскими праздниками, когда люди традиционно ездят отдыхать. UFA.AIF.RU собрал информацию о святых местах в республике, куда приезжают помолиться и получить помощь паломники со всей России и из других стран.

Свято-Сергиевский кафедральный собор и Моисей Уфимский

В Свято-Сергиевском кафедральном соборе с 3 июня 2002 года находятся мощи преподобного Моисея Уфимского, который служил здесь в 1940-1982 годы.

Родился будущий святой Моисей (Чигвинцев) 27 июля 1913 года в деревне Бобровке Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье. Служа в храме, он казался  людям не от мира сего, часто говорил притчами, не любил мирской суеты и не думал о бытовых проблемах. К примеру, когда архиепископ Феодосий Погорский (управлял Уфимской епархией в 1973-1975 гг.), перевел старца Моисея из баньки, где он жил, в архиерейский дом напротив Сергиевского храма, тот отказался жить в одних покоях с владыкой, говоря, что он слишком грешен, и поселился в подвале дома. Очевидцы рассказывали, что отец Моисей обладал даром предвидения, исцеления по молитве. Приезжали к нему из разных концов страны.

Адрес: Уфа, улица Бехтерева, 2, остановка «Монумент Дружбы».

Свято-Сергиевский храм. Фото: 2ГИС

Покровский мужской монастырь и Зосима Еннатская

Мощи святой Зосимы Еннатской находятся в Покровском мужском монастыре (обитель учредили в 1893 году помещики Эннатские).  В миру это была Мария Яковлевна Суханова. Она родилась 1 марта 1820 года, а после гибели мужа и сына решила уйти в монастырь. Несколько раз пешком ходила в Иерусалим. После принятия схимы к ней приходили люди со своими болезнями и печалями, и всем она помогала, исцеляла людей от различных болезней. Рассказывают, что к ней обращались за помощью даже с больной скотиной, и она не отказывала - корова или лошадь в те времена были кормильцами.

Примерно в двух километрах от обители Зосима Еннатская выкопала источник, от которого болящие стали получать исцеление. Вблизи позже устроили скит с часовней в честь Пресвятой Троицы и пчельником.

После 1923 года, когда монастырь закрыли, преподобная жила в селе Ново-Архангеловка, умерла в 115 лет.

Адрес: Фёдоровский район, село Дедово.

Покровский мужской монастырь
Покровский мужской монастырь Фото: Покровский мужской монастырь

Скворчихинский женский монастырь и Варвара Блаженная

Мощи блаженной Варвары Скворчихинской (1890-1966 годы) находятся в Скворчихинском женском монастыре. С 1 марта 2012 года началось строительство храма в её честь. Варвара Архангельская родилась в семье священника, сначала работала учительницей, но с приходом советской власти ушла из школы, более 35 лет была затворницей, много молилась и помогала людям, ходившим к ней за советом или утешением. На северной окраине села Скворчиха находится исток реки Юргабаш и почитаемый родник святой старицы, она сама его выкопала, и только из него брала воду и заповедовала пить из него людям. Теперь здесь построили часовню и купель. Сюда приезжают помолиться многие, педагоги и ученики просят у святой помощи в учении.

Адрес: Ишимбайский район, село Скворчиха.

Фото: Public Domain Скворчихинский женский монастырь

Табынская икона Божией матери

Это один из списков Казанской иконы. Согласно церковному преданию, святой образ четыре раза являлся людям у солёного источника недалеко от села Табынское. Последнее было ориентировочно в 1765-1768 годы. Как-то на девятую пятницу после Пасхи, двое башкир пасли скот недалеко от того самого соленого источника, затем увидели икону. Стояла она на том же камне, где обрели ее впервые в 1594-1597 годы. Мусульмане-башкиры, считающие иконы идолами, хотели выбросить икону, но взять ее не могли. Тогда начали рубить её топорами, пока из иконы не пошла кровь. Пастухи ослепли. Односельчане позвали русского священника, он перенёс икону в деревню. Первыми излечились потерявшие зрение пастухи. Потом стали исцеляться от болезней жители деревни. Через 10 лет после этого возникла традиция крестных ходов со святыней, которая сохраняется по сей день. Он проходит в девятую пятницу после Пасхи.

Адрес: Гафурийский район, курорт Красноусольский.

храм
Фото: Богородице-Табынский женский монастырь

Богородско-Уфимская икона Божией матери

Относится к началу XVII века. По преданию, явилась чудесным образом одному из крестьян села Кадомцева Уфимского уезда в 1621 году за три дня до празднования Казанской иконы. В 1622 году в селе был построен первый храм в честь Богородской иконы Божией Матери, в котором и пребывала святыня. На месте явления чудотворного образа забил целебный источник.

Икона почиталась как покровительница и заступница Уфы и всего Уфимского края. С осени 1990 года началось восстановление храма бывшего села Богородского (ныне Калининский район Уфы), возрожден и целебный Богородский родник, который в советские годы залили бетоном.

Адрес: Уфа, улица Ферина, 15, Богородско-Уфимский храм.

Бу­га­баш­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри

Един­ствен­ная из чу­до­твор­ных икон Уфим­ской епар­хии, со­хра­нив­ша­я­ся в под­лин­ни­ке. Вы­ре­за­на из кам­ня. По преданию, во вто­рой по­ло­вине XIX ве­ка сол­дат из чу­ваш­ской де­рев­ни Бу­га­баш Тит Та­ба­ков по­се­тил свя­тое ме­сто, из ре­ки Смо­лен­ки взял на память ка­мень, но, бросив его, неожи­дан­но ослеп. Когда ему нашли тот ка­мень, то он про­зрел. Хранил в сундуке, через много лет решил освятить на святом источнике в Николо-Березовке. После этого на камне проявился лик Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии с мла­ден­цем, а по бо­кам - свя­тые Ва­си­лий Ве­ли­кий и Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. После явления Богородицы Титу во сне был основан женский монастырь, который сейчас восстанавливается.

От свя­той ико­ны с пер­вых дней ее освя­ще­ния на Ни­коль­ском род­ни­ке ста­ли про­ис­хо­дить раз­лич­ные чу­де­са. Осо­бен­но за­мет­ная по­мощь бы­ла в глаз­ных неду­гах. В дни крест­ных хо­дов с чу­до­твор­ной ико­ной пре­кра­ща­лись за­су­хи, эпи­де­мии, по­жа­ры.

Адрес: Бакалинский район, село Бугабаш, ул. Уютина, 70а.

«Святые кустики»

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» - одно из самых популярных мест паломничества в Башкирии. Легенда гласит, что в 1856 году в этом месте крестьянин увидел старца в сияющих ризах, держащего в руке крест. Затем сюда стали приходить люди молиться, были свидетелями различных чудесных явлений. После молитв больные могли получить долгожданное исцеление от недугов.

Кстати
Монастырь получил свое название в память о необычном явлении. Однажды в этом месте люди увидели свечение, идущее сквозь переплетенные между собой ивы и березы.

25 марта 1905 года был учрежден Георгиевский женский монастырь. Обитель просуществовала до 1927 года, монахов заставили покинуть монастырь, а в 30-х годы власти и вовсе приказали сравнять святое место с землей. В конце 90-х гг. начали возрождать обитель. В 2002 году учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Адрес: Благовещенский район, село Уса-Степановка.

Монастырь "Святые кустики" Фото: Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Никольская церковь и Елизаветина Кладезь

Еще две святыни расположены в Краснокамском районе Башкирии. Николо-Березовка стала первым русским поселением в этих местах. Царь, укрепив за переселенцами земли и рыбные ловли, в знак особой милости прислал сюда икону Святителя Николая чудотворца, по которой слобода стала называться Никольской, до переименования ее потом, по реке, селом Березовским. По другому преданию, икона была найдена по реке Каме в дупле березы людьми, плывшими караваном по Каме, отчего и получила название «Березовской».

В 90-х гг. XX века храм стали восстанавливать, и сейчас там целый историко-архитектурный комплекс. В 2003 году в селе построена часовня «Елизаветина кладезь» - в память о княгине Елизавете Федоровне Романовой, которая сюда приезжала. От Никольского храма сюда ежегодно совершается Крестный ход.

Адрес: Краснокамский район, село Николо-Березовка, ул. Ленина, 100.

елизаветина кладезь
Елизаветина Кладезь Фото: Администрация Краснокамского района

Кагинская Сажелка

Святой источник в селе Кага в Белорецком районе, по преданию, забил после горячих молитв местных жителей в период сильной засухи и распространения холеры. Говорят, что со дня, когда этой водой начали окроплять жилища и людей, в селе от этой болезни не умерло ни одного человека. С тех пор каждый день 21 августа (день, когда открылся источник – прим.ред.) сложилась традиция приходить на кладбище, служить молебен Богу и поминать всех умерших. Праздник называется Обещанный. Над святым источником, который расположен недалеко от кладбища, возвели часовню. После революции она была разрушена, но в 1997 году построена вновь.

Адрес: Белорецкий район, село Кага.

Кагинская сажелка
Кагинская сажелка Фото: АиФ/ Айгуль Нургалеева
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах