921

«Слишком бережем их». Педагог из Уфы – о том, как отвлечь детей от Сети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Башкортостан № 23 08/06/2021
Занятия «из-под палки» пользы не принесут.
Занятия «из-под палки» пользы не принесут. freepik.com

Современные дети и подростки почти всё свободное время проводят наедине с девайсами, не жалуют физические нагрузки, а родители зачастую не являются для них авторитетом. Как отвлечь ребенка от гаджета, установить с ним контакт и заинтересовать чем-то полезным и интересным. Об этом мы беседуем с педагогом уфимского клуба «Орлёнок», руководителем школы брейк-данса Иваном Ковалём.

Николаев Дмитрий

Фото: Из личного архива

Справка
Иван Коваль родился в 1974 году в Уфе. Педагог клуба «Орлёнок», руководитель школы брейк-данса и школы танцев. Стаж работы с детьми 25 лет.

Услышать ребёнка

Наталья Ахмадуллина, «АиФ-Башкортостан»: – Иван Евгеньевич, дети так называемого поколения Z практически не расстаются с гаджетами. Как вы отвлекаете ребят от интернета?

Иван Коваль: – С каждым годом всё сложнее отвлекать. Гаджеты всё лучше. Если раньше был просто кнопочный телефон, то сейчас преподавателю тяжело соревноваться с гаджетом. Мы проигрываем. И это очень плохо. Я стараюсь заинтересовать детей, увлечь хип-хоп культурой, брейк-дансом. Говорю – «если пользуетесь гаджетами и телефонами, то хотя бы по делу, смотрите обучающие видео, развивайтесь».

Кроме того, мы вывозим детей на чемпионаты, иначе дети теряют интерес, останавливаются в развитии, как танцоры, на втором-третьем году обучения. А поездка это всегда что-то новое, яркое. Когда мы открыли нашу школу шесть лет назад, первые пару лет никуда не выезжали – не хотелось финансово напрягать родителей, хотя собралась команда детей, которые могли выступать. И тут родители сами начали проявлять инициативу: «Иван Евгеньевич, когда поедем уже?».

– От родителей много зависит?

– Очень. Или папа, или мама должны курировать этот вопрос с поездками. И ещё морально поддерживать ребёнка. Если он пришёл после тренировки и что-то вам рассказывает, надо обязательно выслушать. Потому что без этого никак. Приятно видеть, когда родители приезжают вместе с ребёнком на чемпионат и общаются, контактируют. Думаешь – не всё ещё потеряно. А то зачастую вижу такую картину, в магазине, например: ребёнок едет в коляске, мама ему телефон сунула в руки и всё, он не мешает заниматься покупками. А потом эта же мама спросит: «Как мне вытащить ребёнка из интернета?» Ну вот никак, всё.

– Вообще не давать телефон?

– Я не какой-то там ханжа – прогрессу нет, давайте ходить с кнопочными телефонами – нет, конечно. Но ребёнку дошкольного возраста вообще не надо телефон давать. Для чего ему телефон, зачем? Пусть лучше читает, играет, это мелкая моторика.

– А сколько времени родителю нужно проводить с ребёнком, чтобы не потерять с ним контакт?

– Как можно больше. Надо находить время на детей, отвлекать их от гаджетов, компьютеров. Выходные обязательно нужно проводить всей семьёй, детям очень не хватает общения с родителями, потому они и заполняют пустоту гаджетами. А как только связь потеряна с ребёнком – всё. Если уйдёт в интернет по уши, его оттуда не выдернуть.

Трудности адаптации

– Что помогает ребёнку быстрее освоиться в коллективе, влиться в творческий процесс?

– Зависит от ребёнка и от того, в какой среде он воспитывается. Есть родители, легко находящие по жизни контакт, и ребёнок с детства копирует их поведение. А есть семьи замкнутые, где не принято бурно выражать эмоции. Такому ребёнку сложнее прийти в коллектив, потому что шумно, тренер говорит строго, громко. Буквально на прошлой неделе пришёл мальчик — сразу со всеми подружился, влился в коллектив. А кто-то вливается постепенно, через неделю, месяц.

– Какие дети приходят? С какими проблемами?

– Кто-то приходит с проблемой лишнего веса. Такие дети, как правило, очень ранимы. У нас один мальчик плачет на тренировках, потому что не всё получается. Ой, разные дети. Если честно, стараюсь особо «не ковыряться» в них, потому что не знаю, на какую мозоль могу нечаянно наступить. Иногда родители сами просят повлиять на ребёнка, если у него, например, снижается успеваемость в школе. Тогда вмешиваюсь, говорю – «если хочешь заниматься брейк-дансом, нужно учиться хорошо».

На одном языке

– Как установить контакт с ребёнком и родителю, и педагогу? Вот он сидит с гаджетом – на ласку не реагирует, на приказы – психует. Что делать?

– У нас-то всё просто – если дети приходят на тренировку с телефонами и до последнего держат их в руках, как только захожу я или тренер, говорим «убрали все телефоны», они убирают. А вот как с родителями… Проблема 21 века. Думаю, надо стараться найти общий язык. Сесть и поговорить, пока ребёнок не совсем ещё отбитый и потерянный для этого мира, попробовать договориться, установить временные границы пребывания в интернете. Необходимо также идти на уступки, чтобы ребёнок понимал — родители пошли навстречу, значит, я тоже должен. Если начать давить – пока он маленький, будет слушаться приказов, но в подростковом возрасте даст отпор, перестанет реагировать, начнутся уходы из дома и так далее.

– Можно ли детям показывать фильмы о вреде интернета?

– Я считаю, что мы своим детям вообще не показываем то, что нужно показывать. Есть хороший документальный фильм Netflix «Социальная дилемма» о пагубном влиянии соцсетей. Детям нужно смотреть, считаю. Мы слишком бережём их, изнеживаем.

– Каким языком с ними говорить?

– Нужно быть в теме с ними. И в TikTok сидеть, и в Instagram. Что они смотрят, то и я. Ну и авторитетом, конечно, надавливать, который вначале надо у них заработать. Конечно, и мне трудно бывает, порой не нахожу слов, как правильно объяснить, как донести, но каким-то образом выкручиваюсь, смотрю по ситуации. Всё индивидуально. Каждый ребёнок уникален и к каждому свой подход.

Боязнь коллектива

– Бывало в вашей практике, когда ребёнка приводили родители буквально из-под палки, лишь бы не сидел за компьютером? Получалось завоевать их внимание и заинтересовать?

– Да, были случаи, когда родители буквально «забрасывали» ребёнка в зал и убегали. Ребёнок плачет десять минут, мы успокаиваем, и он продолжает тренировки. В основном это малыши пяти-шести лет. Через пару месяцев они привыкают, вливаются в компанию. Многим детям мешает не столько то, что он не хочет заниматься, сколько то, что он боится коллектива: оторваться от мамы, остаться с чужими людьми – это прямо шок. Сейчас, к сожалению, наблюдается не очень хорошая тенденция – вышел ребёнок в коридор через 15 минут после тренировки и говорит: «Мам, пошли, я устал». И мама: «Ну ладно, сынок, пошли». То есть, она хотела, чтобы он занимался, а сын не хочет, и мама не смогла уговорить. Я не могу влиять на ребёнка первые часы нашего знакомства. Всегда говорю: помогите вашему ребёнку первые два-три месяца и потом он обязательно втянется. Конкретный пример: у нас был мальчик, с которым папа весь первый месяц ходил на тренировки. Со временем ребёнок обвыкся, стал заниматься самостоятельно. Ходит к нам уже пять лет.

– С какого возраста лучше отдавать ребёнка на брейк-данс?

– Мы берём детей с пяти лет, но всё индивидуально, кто-то схватывает на лету, а кому-то нужен год, два. К нам приводят детей и младше пяти, но сразу предупреждаю родителей, процесс будет более длительным. Можно привести ребёнка в три года, и он не будет понимать, что от него требуется. Для примера: два месяца с одним ребёнком у нас персонально работал тренер, и каждая тренировка начиналась с нуля. Хотя знаю случай, когда папа, сам бывший би-бой, тренировал сына с трёх лет и к шести годам мальчуган научился вытворять невероятные вещи. Но это каждодневные тренировки, гены, и едва ли не единичный случай.

– Все дети могут посещать школу танцев? Есть ли медицинские противопоказания?

– Запретов как таковых нет. Необходима обычная справка от педиатра, а в целом, думаю, это даже оздоравливает. На голове я не советовал бы крутиться лет до 14, потому что сдвигаются шейные позвонки, кости ещё не окрепшие. У детей почему-то любимое занятие крутиться на голове. Они считают, если крутишься на голове это круто. Очень обманчивая штука. Мы сейчас с тренерами вообще не практикуем эти кручения.

– Вы говорите: «сейчас преподавателю тяжело соревноваться с гаджетом, мы проигрываем». Система финансирования дополнительного образования для детей могла бы изменить эту ситуацию?

– Конечно. На сегодняшний день финансирование государства – никакое. Многие ребята не могут выезжать в другие города по той простой причине, что у родителей нет денег. Родители зарабатывают немного, а любая поездка это определённая сумма денег, которую сложно вытащить из бюджета семьи. Если бы в нашем клубе был определённый фонд денег, я бы просто подходил к директору и говорил, например: «Мы едем в Челябинск, нужно 50000 рублей». Если бы частично финансировалось – половину родители, половину государство – было бы намного проще работать. Зал, где сейчас малыши занимаются, полностью сделан на родительские взносы – мы собирали деньги сначала на шлифовку полов, потому что они были все убитые, потом на зеркала. Сейчас зал обустроен. Мечтаем установить там телевизор, чтобы можно было какое-то видео посмотреть с тренером, обсудить. Была бы поддержка, можно было бы на соревнования ездить чаще. Не могу постоянно обращаться за помощью к родителям. В этом году мы с детьми должны в июле выехать в пятидневный спортивный лагерь на озеро Кандрыкуль. Я посчитал пока всё с родителей. Потому что от государства на один трёхдневный поход выделяется всего 5000 рублей на десять человек.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах