Для 37-летнего уфимца Александра Кирейцева история – дело всей жизни. Все началось с книжки о Куликовской битве, рассказов бабушки и дедушки, переживших немецкую оккупацию. Почти 20 лет назад он открыл военно-исторический клуб «Отечество», который позже стал основой для филиала Музея Ратной Истории. Его участники не просто переодеваются в исторические костюмы, но и устраивают настоящие средневековые бои. Своим делом энтузиаст смог увлечь школьников и молодых парней.
В богатыри – с 14 лет
Сейчас руководитель клуб вспоминает, как та книжка про Куликово поле поразила потрясающими картинками русских воинов в доспехах. Они зародили любовь к старине, и она в подростковом возрасте привела Александра к ролевым историческим играм. Затем он стал профессиональным историком-архивистом. Клуб реконструкции открыл еще в годы студенчества - как секцию на базе дома детского творчества. Сейчас общий стаж руководителя «Отечества» в реконструкторском движении – уже 21 год. А 1,5 года назад при клубе открылся филиал Музея ратной истории. Он не ограничивается музейной экспозицией. Александр вместе с командой проводит выездные экскурсии в школах и лагерях, исторические фестивали.
«Мы создаем интерактивные точки, - рассказывает он. - Дети угадывают предметы древности, примеряют доспехи, знакомятся с оружием, участвуют в показательных боях на мягких мечах. Многое делаем сами - от фотозон до ремесленных мастерских».
В одном здании с музеем, в ДК «Моторостроитель» в уфимском микрорайоне Черниковка, расположена и тренировочная база клуба. Для боев на безвозмездной основе предоставляют малый зал – по три часа в неделю. Здесь, среди старинных доспехов и оружия, воспитывается новая смена реконструкторов.
«Мы набираем школьников с 14 лет, – говорит руководитель с гордостью. – Всего в клубе сейчас 14 человек, самому молодому всего 15, самому старшему 37».
Бои по правилам
Воспитанники Александра уже показывают впечатляющие результаты: на недавнем турнире в Оренбурге уфимская команда завоевала первое и третье места. Старшие участники клуба регулярно участвуют во всероссийских турнирах по метанию копий, боям на мечах и щитах. Многие награды-кольца и другие украшения гордо красуются на руках и шее руководителя клуба, как трофеи за победы в этих поединках.
«Правила на турнирах едины по всей России, с небольшими региональными особенностями», – поясняет Александр. – Бои проводятся на незаточенном железном оружии. Перед каждым боем – тщательная проверка на наличие заусениц».
Ограничения в боях достаточно строгие: запрещены удары в лицо, затылок, пах, кисти, стопы и колени. Копья проверяются на прочность, на концы надеваются специальные металлические пятаки, чтобы избежать проколов. По видам ударов в этом «спорте» тоже есть табу.
Наряд воина – более 20 кг!
Свой богатырский костюм каждый новичок в клубе шьёт своими руками. Ткани окрашивают аутентичным способом – растительными красителями. Некоторые элементы костюма заказываются в специализированных мастерских. Например, литые пряжки для пояса, оружие и шлем приобретаются. А вот щиты реконструкторы делают и расписывают самостоятельно. Также клепают бармицы и кольчуги.
В среднем стартовый комплект на простого воина в шлеме с копьём, при самостоятельном пошиве, обходится в 50-60 тыс. рублей. За более полный и богатый вариант цена перевалит за 250 тысяч! Но мало потратиться – надев все это, важно не упасть: ведь вес такого наряда очень внушительный.
«В целом доспехи надевались воинами непосредственно перед битвой, и вес зависит от количества доспехов, – поясняет Александр. – Как мы говорим между собой, от века к веку средний вес снаряжения на солдате практически не меняется. Шлем с бармицей весит 5,5 кг, меч с ножнами - 2 кг, копьё - 2 кг, щит - 4 кг, кольчуга - 10-12 кг, рукавицы - 1 кг, наручи - 1-2 кг. Со временем привыкаешь к весу, но на жаре, если мероприятие идёт весь день, бывает тяжеловато».
Поближе к туристам
На фестивалях исторической реконструкции уфимский клуб неизменно умеет успех. А вот о музее знают даже не все горожане, не говоря уже о гостях столицы.
«Главное московское отделение музея расположено в самом центре Москвы, на территории исторического памятника - в Крутицком патриаршем подворье, бывшей резиденции патриарха Московского и всея Руси, – приводит пример руководитель уфимского клуба и музея. – Историческое значение этого места огромно: именно здесь в XVII веке Минин и Пожарский принесли клятву освободить Москву от польских интервентов».
В Уфе же музей находится в Черниковке, что удаляет его от основных туристических маршрутов.
«Наша мечта – открыть новый музей в историческом центре Уфы, – делится создатель. – Чтобы это было старинное каменное здание, возможно, с подвалом и сводчатыми потолками. Это повысит доступность для туристов. Тем более что приоритетная задача сейчас – расширение экспозиции. Мы планируем включить в нее периоды, имеющие особое значение для истории Башкортостана. Хотелось бы осветить активное участие башкирских полков в войне 1812 года. И, конечно, тема СВО – она очень важна, актуальна и требует освещения, в том числе для детей. Ведь воспитание патриотизма — это не только знание истории, но и понимание современных событий».
В планах также рассказать о башкирских воинах в Афганистане, воспоминания о котором близки создателю музея лично:
«Мой отец и дядя были в Афганистане, как и у многих других жителей Башкортостана, – рассказывает он. – Хочется, чтобы эта история не была забыта».
Между юмором и серьезностью
Историческую реконструкцию кто-то воспринимает как шутку. Со стороны может показаться, что такое увлечение вполне можно сравнивать даже с модным сегодня молодежными веяниями, например, хоббихорсингом или квадроберами.
«У нас в реконструкции XV века есть такое направление – джостинг, рыцарские бои на конях, – рассказывает Александр. – И мы шутим, что квадроберы - это как бы эволюция хоббихорсинга. Сначала скакали на палках, а теперь вот на людях. Не столько сам тренд, сколько ажиотаж вокруг него может принести вред. Черный пиар работает не хуже, чем хвалебная речь. Чем громче кричат о квадроберах, тем больше на это смотрят».
По его словам, в исторической реконструкции важно сохранять баланс между юмором и серьезностью.
«Мы занимаемся изучением истории и ее популяризацией. Я хочу, чтобы дети могли не просто смотреть на экспонаты в музее, а трогать, испытывать, погружаться в историю. Чтобы это было интересно и доступно каждому», – резюмирует он.