Ровно 75 лет назад, в марте 1945 года, в городе Стерлитамаке было запущено производство каустической соды. Это событие положило начало истории не только крупного промышленного предприятия, но и Стерлитамака как города большой химии, и задало вектор дальнейшего развития всего юга Башкирии.
От цеха до завода
Строительство завода было начато в первый год войны. Уже в сентябре 1941 года по распоряжению Наркомата химической промышленности в Стерлитамак пошли вагоны с оборудованием содовых заводов, эвакуированных из Донецка и Славянска. Правда, после освобождения Украины оно вернулось назад, однако это не помешало цеху №1 выдать первую продукцию в запланированный срок. Цех проработал вплоть до 1976 года и был закрыт в связи с сильным износом, а производство каустической соды продолжилось на стерлитамакском объединении «Каустик». В 2013 году вместе с «Содой» оно вошло в состав «Башкирской содовой компании».

После войны страна остро нуждалась и в другом виде соды – кальцинированной, без которой было нельзя восстановить стекольное производство. Поэтому сразу же после пуска первого производства началось строительство цехов, где должна была производиться кальцинированная сода. Часть оборудования для нового производства в 1946-1947 гг. в рамках репараций поступило из Германии с завода «Дойче Сольвэ верке» (г. Бернбург).
Уже в 1950 году на строительстве содового завода трудилось свыше 6000 человек. В ноябре 1951 года были получены первые тонны стерлитамакской кальцинированной соды. В семидесятые годы производственное объединение «Сода» стало крупнейшим производителем кальцинированной соды в мире. А в 1986 году на предприятии был установлен абсолютный рекорд по выпуску этого стратегического продукта. В тот год в Стерлитамаке выпустили свыше 2 миллионов тонн кальцинированной соды.
Между небом и землей
Легендарная «канатка» вот уже на протяжении 68 лет исправно доставляет сырье на содовое производство. Воздушный способ доставки был предложен в 1949 году начальником дробильно-сортировочной фабрики Василием Меренковым. Предложение Василия Максимовича буквально спасло завод, ведь до 1951 года месторождение известняка и содовый завод соединяла узкоколейная железная дорога. Серьезным препятствием на пути была Белая - мосты через реку были деревянные, и каждый год их сносило половодье. Идея воздушно-канатной дороги была подсмотрена Меренковым у китайцев. Ещё в довоенные годы он побывал в Поднебесной и увидел, что китайцы перемещают грузы при помощи канатных дорог. Первые вагонетки отправились в путь 3 ноября 1951 года.
Всё дело в рассоле
Череда вагонеток движется к производственным цехам с востока, а с юга к ним по трубопроводам течет рассол. Цех №13 - Рассолопромысел – горнорудный участок «Башкирской содовой компании», который ведет подземную разработку каменной соли. Именно близость Яр-Бишкадакского месторождения предопределила строительство в Стерлитамаке крупных химических производств.
Яр-Бишкадакское месторождение каменной соли, являющееся крупнейшим в Европе, уникально не только своими размерами. Главное - здесь получают рассол практически без примесей.
Строительство цеха началось в 1949 году, а первая продукция была получена уже в мае 1950-го. Суммарный объем добытого рассола за годы эксплуатации месторождения с 1950 по 2019-й составляет 607 миллионов кубометров. Ежегодно по трем рассолопроводам протяженностью 25 километров перекачивается более 9 миллионов кубометров сырья.
«С пуском цеха долго отрабатывалась технология добычи рассола, так как мы были первыми в СССР, - рассказывает заместитель начальника цеха Андрей Окружнов. – На сегодняшний день пробурено около 100 скважин. Планы на будущее грандиозные, и в перспективе должно начаться строительство новой нитки рассолопровода».
Само содовое производство – это огромный комплекс, который каждый день выдает десятки тысяч тонн готовой продукции. В нем задействованы сотни технологических процессов. Один из них – обжиг шихты (известняка с добавлением топлива) в огромных известковых печах. Известняк здесь проходит несколько стадий обжига, прежде чем, будет получен продукт для дальнейшей работы.
Несмотря на свои громадные размеры содовое производство постоянно модернизируется: меняется колонное оборудование, ленточные конвейеры, автоматизируются технологические процессы, улучшается система безопасности и условия труда. К примеру, благодаря реконструкции только в отделении КД-3 цеха №66 производственная мощность выросла более чем на 40 %.
Та самая пачка
В 1967 году в производственном объединении «Сода» открылась линия по производству третьего вида соды – пищевой (очищенного бикарбоната натрия). Именно благодаря этому виду продукции о стерлитамакской соде узнали во всем СССР, а затем и в мире. Кстати, знаменитая желто-оранжевая пачка недавно была признана в Великобритании самым удачным брендом, созданным в СССР в области промышленного дизайна.
Сегодня отделение очищенного бикарбоната натрия (ОБН) - одно из самых современных производств в компании. Здесь идет крупномасштабная модернизация: были запущены новые линии упаковки в FFS-мешки и пачки.
В 2019 году стерлитамакские содовики выпустили почти 1,8 млн тонн кальцинированной соды и 157 тыс. тонн пищевой. На сегодняшний день «Башкирская содовая компания» (БСК) осуществляет экспорт своей продукции в 50 стран мира.
Чтобы попасть к потребителям, соде приходится пройти долгий и непростой путь. Сотни людей, работающих в БСК, делают всё, чтобы на этом маршруте не возникало никаких препятствий.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть