Из-за пандемии по всей России и в Башкирии в частности закрыты все православные храмы. Прийти в церковь верующим не дали даже на Пасху. Многие из них сравнили нынешнее время с советским периодом истории страны, когда официально с религией велась открытая борьба. О том, как праздновали главный христианский праздник до революции и в СССР - в материале UFA.AIF.RU.
Сколько жертвовали?
В дореволюционной России Пасха наравне с Рождеством была главным православным праздником – её отмечали соборно, с большим размахом. Обычно за неделю до праздника уфимцы начинали ходить в гости. Однако в 1848 году в Уфе для желающих решили соединить обычай визитов с благотворительностью. Как писали «Оренбургские губернские ведомости», 3 апреля горожане могли присылать взносы в конвертах «с надписью на оных своего имени, отчества и фамилии и с означением количества жертвуемых денег, в дом Казначея Губернского Попечительства детских приютов». Сумма составляла от полутора рублей. Имена жертвователей затем в алфавитном порядке особым списком размещали в газете, которую раздавали в Пасху всем участникам. Правда, это напоминает современный «зуд благотворительности» накануне Нового года?
А вот как описывается само празднование. «В радостный день Воскресения Спасителя Нашего Христа, в обычное время утреню, а в 7-м часу литургию совершал в Воскресенском Кафедральном соборе (ныне на этом месте расположен Башкирский театр драмы им. М. Гафури, – ред.) Преосвященный Ионникий, Епископ Оренбургский и Уфимский в присутствии Начальника Губернии, гражданских и военных чиновников, а равно и прочих сословий.
Прекрасная погода соответствовала вполне названию Светлой Недели. И на берегах реки Белой, в стране полукочевого народа, между Исламизмом, Русский как быть Русский. Начиная от святых храмов до самых последних переулков города, слышны были одни радостные приветы: Христос воскресе! и утвердительные ответы: воистину Христос воскресе, сопровождаемые обниманием и целованием друг друга, по завету Святой Церкви. Тот в душе не Русский и не христианин, кто уклонился бы от этого обычая, освящённого восемнадцатью столетиями.
Устроенные на верхней и нижней площадях города качели с балаганами веселили не притворное простонародье, которого восторженность чувств выражалась и в весёлых песнях, и разудалой пляске. Русский простолюдин в половину не умеет веселиться; если душа его наполнена радостным восторгом, то каждый его член, каждая фибра в движении, как бы пляшет. Тут все его друзья; он, кажется, готов в это время обнять самого заклятого врага и разделить с ним свою радость».
Кому подарки?
Наверное, последний раз Пасху в Уфе широко отпраздновали весной 1919 года. Полыхала гражданская война, 13 марта колчаковцы занимают город и двигаются далее, на запад. Как пишет Сергей Шушпанов в своей книге «Забытая дивизия», в дни празднования уфимцы отправили подарки в 13-й Уфимский и 25-й Екатеринбургский полки Уфимской дивизии. «Комполка-13 выразил благодарность городу, чьё имя носил полк, особенно приходским советам Крестовоздвиженской и Иоанно-Предтеченской церквей (любопытный факт, Крестовоздвиженская церковь славилась самым большим в Уфе приходом и тем, что её прихожане были далеко не богатые люди)».
Историк приводит воспоминания начальника штаба Уфимской дивизии полковника Ивановского о бурном праздновании пасхальной недели: «На всю жизнь мне в памяти остался крестный ход в Пасхальную ночь, – для большей торжественности поставили два орудия, которые во время крестного хода дали несколько холостых залпов. По составу дивизия более чем на 50% состояла из татар, так они решили по-своему отпраздновать – открылась по всему селу такая пальба, что крестный ход почти кончился ползком; как не было перебито много народу, – не понимаю, пули жужжали повсюду».
У кого треснет?
В СССР, стране победившего атеизма, дань традициям отдавали даже неверующие. К 70-м годам ХХ века празднование Пасхи стало, скорее, данью не запрещённой, но и не поощряемой традиции. Во многих уфимских семьях с помощью луковой шелухи красили куриные яйца. Ушлые бабушки, покупавшие краску в церкви, окрашивали эти символы жизни в синий, зелёный и розовый цвет. Дарили яйца соседским детям, в том числе октябрятам и пионерам, которые весело бились ими. У кого первого треснула скорлупа – тот и проиграл. В роли пасхального кулича нередко выступал самодельный медовик или торт с кремом из дефицитной сгущёнки. Особо продвинутые в плане традиций готовили также творожную пасху. Советская власть вяло реагировала на эти «пережитки» и, как могла, пыталась отвернуть от них людей. Телевидение, в обычные дни заканчивающее передачи в 23 часа, в эту ночь работало допоздна. Чтобы заставить людей припасть к голубым экранам, показывали, как бы сегодня сказали, рейтинговые фильмы и даже «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть