Примерное время чтения: 9 минут
1807

На урок под страхом смерти. Дети в Башкирии ползут в школу под поездом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Башкортостан № 42 18/10/2022
Чтобы попасть на занятия, малышами приходится проползать под составом, и ситуация не меняется уже много лет.
Чтобы попасть на занятия, малышами приходится проползать под составом, и ситуация не меняется уже много лет. АиФ

Добраться до дома и остаться в живых. Под таким девизом живут люди в селе Шингак-Куль в Чишминском районе Башкирии. Железнодорожная ветка делит данный населенный пункт пополам, отсекая частный сектор от административного центра. С одной стороны – школа, детский сад, поликлиника, почта, магазины, а с другой – те, кому приходится в буквальном смысле проползать под поездами, чтобы добраться до «благ цивилизации». Ситуацию мог бы решить пешеходный мост над рельсами, строительства которого местные жители добиваются уже много лет. Но их просьбы пока остаются без ответа. Почему не удается сдвинуть ситуацию с мертвой точки, разбирался UFA.AIF.RU.

Ребенка-инвалида – под вагоны!

UFA.AIF.RU писал о данной проблеме еще в 2018 году. К сожалению, ничего не изменилось с тех пор. Разве что дети подросли, и эта проблема теперь стала их кошмаром.

Альфия Хайруллина живет в Шингак-Куле 14 лет, с тех пор, как вышла замуж. У нее с мужем трое детей. 13-летняя дочь самая старшая, ее путь к знаниям в разы длиннее, чем у ребят, которые живут возле школы, ведь каждый день туда и обратно девочка преодолевает препятствие, которого страшится больше всего, - поезда.

«Пару раз было, что состав начинал трогаться, когда мы проходили под ним. Дочка, хоть и была помладше, это запомнила и теперь сильно боится. Я ей, конечно, запрещаю проходить под вагонами, говорю, чтобы обходила поезд или шла к пешеходному настилу, до которого 1,5-2 километра. Случалось, что она долго ждала, когда состав проедет, а он тормозил прямо на переходе. Машинист выходит и разводит руками, дескать, извини, а каково ребенку?» – рассказывает Альфия.

Ее сыновьям 10 лет и полтора года. Средний имеет инвалидность и школу посещает в сопровождении мамы. Младшего оставлять одного нельзя, его она берет с собой. С детьми женщина приноровилась перебираться через рельсы следующим образом. Сначала переводит под вагонами среднего, потом возвращается за младшим. Сажает их на траву и строго наказывает сидеть смирно, чтобы не побежали за ней. Пока мальчики ждут, перетаскивает коляску, а бывает, что надо сделать еще один «рейс», если по пути набрали продуктов в магазине. Такое случается часто, так как на стороне, где они живут, всего один магазинчик, в котором есть не все, что нужно. Обращаем внимание, что время стоянки поезда неизвестно. Теперь представьте, что товарняки стоят на трех путях одновременно, что бывает не редко. Тогда маме с детьми приходится заползать под вагоны повторно. Всего же пять действующих линий, которые им приходится каждый раз пересекать.

Альфия говорит, что когда средний сынишка оказывается под «брюхом» товарняка,  у него  начинаются панические атаки, ребенок боится многотонной махины, которая может тронуться в любой момент. Перед тем, как начать движение поезд издает гудок, но его запросто можно не услышать, когда находишься далеко от головного вагона или если в это время двигается другой состав.

Станция Шингак-Куль. Фото: АиФ/ Айгуль Рустямова

Фотоотчет для руководства

Формально придраться не к чему. Согласно официальной справке, на путях железнодорожной станции Шингак-Куль, где отстаиваются грузовые поезда, есть аж три деревянных настила, предназначенные для пешеходов. По правилам составы не должны перегораживать их, чтобы люди могли беспрепятственно перейти через рельсы. Однако на практике жители часто сталкиваются с противоположной ситуацией. При этом стоянка может длиться 30 минут, а может затянуться на несколько часов. Что же делать в этот момент, если ты идешь из магазина груженый авоськами да еще с детьми? Или если ты пожилой человек, которому, чтобы обойти поезд, нужно прошагать еще пару километров? Вот и приходится людям в буквальном смысле проползать под ним с риском для жизни.

Периодически на путях случаются трагедии. Жители рассказывают, что несколько лет назад здесь погибла девушка. Будучи глухонемой, перебираясь через рельсы, она не услышала гудок. Поезд сбил ее, не оставив ни единого шанса выжить. Опеку над сынишкой погибшей взял на себя дедушка.

Существующую проблему подтверждает и глава сельсовета Расим Гайзуллин.

«Пару лет назад вроде бы было какое-то движение по решению данного вопроса. Насколько я знаю, составляли проектную документацию для строительства моста, сейчас у меня нет никакой информации об этом», - сказал он.

Расим Гайзуллин подчеркивает, что у сельской власти нет полномочий для решения данной проблемы. Пешеходные переходы находятся на достаточно удаленном расстоянии друг от друга. Один - на железнодорожном вокзале и шагать до него около 2 км. Второй располагается ближе к сырьевой базе, еще дальше. Третий совсем на окраине. Глава сельсовета подтверждает, что иногда составы действительно перегораживают их. В поезде бывает до 100-120 вагонов, обходить долго, вот людям и приходится проползать под ними.

Альфия Хайруллина рассказала, что раньше на уровне железнодорожного вокзала вагоны расцепляли, и у пешеходов была возможность перейти пути беспрепятственно, но сейчас это правило не соблюдается. Работница станции Мария Афанасьева (фамилия изменена) каждый день наблюдает картину, как люди бросаются под вагоны электрички (останавливается на вокзале на первом пути), чтобы скорее перейти пути. В обязанности женщины входит фотографирование таких ситуаций для отчета перед руководством. Ни одно ее дежурство не обходится без новых снимков.

«Под вагоны лезут и с велосипедами, и с колясками, и с крошечными детьми, и молодые, и пожилые. Всех переводить нет возможности. Людей жалко, конечно, но что же делать», - сетует она.

Одни обещают, другие ползают

«Ситуация усугубилась с прошлой зимы. До этого у нас была возможность переходить пути (когда расцепляли вагоны – прим. редакции), но вот уже почти год мы страдаем от того, что теперь иначе, как не рискуя быть раздавленными поездом, это сделать невозможно», - рассказывает Эльмира Габдрафикова (фамилия изменена)

Она коренная жительница Шингак-Куля. В свое время ее родители с сельчанами добивались строительства пешеходного моста. Теперь эта миссия досталась ей и другим мамам и папам. Работающие взрослые с тревогой ждут новостей от чада: добрался ли целым и невредимым до места учебы, вернулся ли домой?

Сама Эльмира устроилась на работу только сейчас, когда дочь пошла во второй класс. До этого не могла позволить себе такую роскошь, так как надо было провожать ее каждое утро сначала в детский сад, потом в первый класс. Не каждый работодатель согласится терпеть сотрудника, которому нужно отлучиться посреди рабочего дня, чтобы сопровождать ребенка.

«Дети моих соседей ходят одни, они в шестом классе. Страшно за ребят, конечно. Не раз мы выскакивали из-под колес, при этом бывает, что и гудка не дают. На станции никто не объявляет, что поезд отправляется», – говорит Эльмира.

Также по ее словам, деревянный настил для пешеходов на железнодорожном вокзале ведет от дверей до перрона, а дальше через пути отсутствует, его попросту разобрали примерно три года назад. Ближайший к их дому настил находится почти в километре. Причем, в другую сторону от школы. Чтобы пользоваться им, необходимо ежедневно преодолевать расстояние в три километра.

«Ладно мы, но, к примеру, мамы с колясками, пожилые или инвалиды, попросту не смогут взобраться. Они слишком крутые и узкие. Чтобы объезжать поезда на такси, денег не напасешься, – отмечает Эльмира. – Мы живем постоянной надеждой, и нас кормят обещаниями, что проблема, наконец, решится, нам построят мост. А пока остается ползать под товарняками и молиться, чтобы они не поехали в этот момент».

«Проект-загадка»

Еще в 2014 году транспортная прокуратура республики обращалась с иском в отношении железнодорожной компании и администрации Чишминского района. Надзорное ведомство требовало построить наземный пешеходный переход на станции. Суд первой удовлетворил иск полностью, дав год на исполнение. Но компания оспорила решение в Верховном суде Башкирии, который полностью встал на ее сторону.

В 2019 году на сайте госзакупок проводился тендер по на разработку проекта пешеходного моста станции Шингак-Куль. В это же время жителям села пообещали его построить, но прошло три года, а он так и не появился.

«Проектно-сметная документация строительства пешеходного моста через железнодорожные пути в селе Шингак-куль разработана и получила положительное заключение Госэкспертизы. По состоянию на 16 сентября готовится распоряжение в правительстве республики о передаче проектно-сметной документации в администрацию Чишминского района», – заверила сотрудница пресс-службы минтранса Башкирии Эрика Нажимова.

Пока документация «добирается» до нужного адресата, вся одежда жителей «зоны отчуждения» пропахла креозотом, пятна мазута не отстирываются, домой они возвращаются в пыли. А если идет дождь, то и в грязи, зимой – в снегу. Но главное, что живыми.

UFA.AIF.RU обратился с запросами к ответственным за решение вопроса ведомствам. Как только мы получим ответы, мы опубликуем их на нашем сайте.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах