Примерное время чтения: 7 минут
623

«Логотип клеим вручную». Производителям молока в Башкирии не хватает тары

Из-за санкций в начале весны переработчики молока буквально хватались за голову. Начались перебои с поставками упаковки, а несколько крупных ее производителей и вовсе ушли с российского рынка. Звучали мнения, что впору вспомнить времена СССР и перейти на бидоны. Какие решения нашли для себя участники рынка в Башкирии, есть ли альтернативы у отечественных поставщиков и не исчезнет ли с полок магазинов молоко длительного хранения, выяснял UFA.AIF.RU.

«Ставили нас в зависимость»

Перебои с тарой начались, когда из России ушли два крупнейших поставщика – компании Tetra Pak и Elopak. Первая производила одноименную многослойную упаковку из бумаги, полиэтилена и алюминия, которая приобрела большую популярность, несмотря на негативные отзывы экологов. Масштаб ее использования вырос настолько, что россияне стали называть «тетра-паком» и другие виды устойчивых пакетов для молока. В частности, его часто путают с Pure-Pak («пюр-пак»), лидером производства которого был Elopak.

Справка
«Тетра-пак» состоит из пяти слоев – полиэтилен, картон, опять полиэтилен, фольга и внутренний слой полиэтилена. Молоко в нем хранится до 180 суток при температуре до +25 С. «Пюр-пак» - картонный пакет из трех слоев (два – полиэтилен, а посередине - картон), запатентован в 1915 году, но до сих пор широко используется. Разливают в него в основном кефир, йогурт, ряженку и молоко с коротким сроком годности. Продукт в нем сохраняется в течение 10 дней.

Самые большие сложности возникли у тех производителей, которые работали с пятислойными пакетами. Компаний, делающих «пюр-пак» больше, есть и российские. А Tetra Pak был один и много лет фактически подстраивал рынок под себя, поясняет эксперт Петр Кизько, проработавший в отрасли 12 лет. Компания целенаправленно устанавливала на российских предприятиях собственное оборудование. И около 10 лет назад доля этой упаковки по ультрапастеризованному молоку составляла 80-90%, сейчас она снизилась, но зависимые от шведской компании заводы остались. Зачем российские производители соглашались на такое положение, если это не единственный вариант? Все дело в очень высоких барьерных свойствах.

«В "тетра-паке" молоко может храниться 9 месяцев, это возможно именно благодаря многослойности. А если молоко упаковать, например, в пленку, то срок значительно сокращается, грубо говоря, до месяца», – поясняет Кизько.

Своим путем

На сегодня с этими пакетами в регионе не работает никто. Для ультрапастеризованного молока предпочтение отдают альтернативам – упаковке ТFA и TBA. По данным минсельхоза, всего в Башкирии прозводится 11 млн единиц такой продукции в месяц. Отдельные производители изначально использовали «тетра-пак», но позже отказались, видя в этом для себя очевидные риски. Так, Бирский комбинат молочных продуктов, один из лидеров рынка, уже давно перешел на асептические фольгированные пакеты.

«Мы нашли местного поставщика, это компания «Стерэкс Пак» (город Стерлитамак - прим.редакции), и работаем с ними, – рассказала представитель предприятия. – Такое решение было принято, прежде всего, исходя из логистики, цены тоже сыграли роль. Сейчас нам все приходит в срок. Надеемся, что и в дальнейшем будем работать так же. В какое-то время были изменения цвета: белые вкрапления на нашей упаковке были не достаточно белыми, но сейчас вновь все нормально».

«Пюр-пак» для своей продукции используют гораздо больше заводов, и именно они понесли убытки в первые месяцы санкций. Из-за повышенного спроса поставщики не успевают обрабатывать заказы вовремя. Как рассказал генеральный директор «Уфагормолзавода» Ильдар Файзуллин, как только с рынка ушел Elopak, предприятие сразу же сделало заказ российскому производителю – компании «Ламбумиз», но ждать пришлось почти три месяца. В итоге заказ исполнен, но пришло не то, на что рассчитывали.

В магазинах молочные продукты теперь встречаются и в такой упаковке. Фото: АиФ/ Лиза Валеева

«Сейчас упаковка просто коричневого цвета, по цвету обычного картона, без какого-либо дизайна. Видимо, у них проблемы с краской, которая наносится только на белую поверхность. В итоге нам приходится вручную клеить этикетку с логотипом на каждый пакет. Но мы и этому рады, потому что до этого не было вообще ничего, мы только по кефиру потеряли в продажах 20 тонн. Изначально мы думали, что возникнут серьезные проблемы: все-таки потребитель привык к определенному виду упаковки. Но практика показала иное: многим даже нравится, что она такая простая, будто напоминает фермерскую. Магазины нас благодарят за то, что найден такой вариант: это лучше, чем ничего».

Справка
По данным минсельхоза Башкирии, в республике насчитывается 50 производителей молока. Продукцию длительного хранения в республике выпускают три крупных предприятия: «Уфагормолзавод», «Стерлитамакский молочный комбинат» (входит в ГК «Росмол») и «СН-продукт». Упаковку в регионе делают четыре компании: «Берит» (пленка), «Контрольный пакет» (пленка для творога, молока и кефира), «Благовещенский пластик» (стаканчики), «Стерэкс Пак» (асептическая упаковка для молока длительного хранения).

Дольше и дороже

В условиях санкций все опрошенные переработчики в Башкирии фиксируют рост цен на упаковку – от 10 до 30%. У отдельных предприятий стоимость пакетов увеличилась почти в два раза. Причем это касается не только тех, кто делает «долгоиграющее» молоко.

«Мы производим сухое молоко, цельномолочную продукцию, разливаем в «полипак» и пластиковые стаканчики, – говорит представитель Мелеузовского молочноконсервного комбината Александр Васильев. – Это не тот вид упаковки, с которой возникли сложности с введением санкций, при этом рост цен на нее тоже произошел. Поставщики утверждают, что компоненты они закупают за валюту, именно поэтому она стала дороже».

«Все есть, но приходится дольше ждать, и, конечно, все стало дороже, в итоге цены и нам пришлось поднять», - сообщила представитель Месягутовского молочного завода, работающего с пленкой, ПЭТ-бутылками и «пюр-паком».

Несмотря на возникшие трудности, сокращать объем производства или изменять ассортимент компании пока не планируют. Главная причина в том, что оборудование приспособлено на конкретный вид упаковки. Ставить новое в условиях санкций не просто дорого, а невозможно.

«У нас на производстве работает автомат именно под "пюр-пак". В свое время мы покупали его за миллион евро, – поясняет Ильдар Файзуллин. – В любом случае, даже если менять автомат, сейчас нет возможности его приобрести за границей, а свои в России не делают. В дальнейшем мы рассчитываем работать с китайскими производителями и уже направили предложение в одну из компаний. Думаю, что рано или поздно появятся партнеры именно из этой страны».

Раньше была Европа, сейчас ориентируются на Индию и Китай.

Комментарий

Министр торговли и услуг Башкирии Алексей Гусев:

«Определенные сложности у производителей молочной продукции есть, но, как правило, они решаются посредством перехода на другие виды упаковки и перенастройки логистики. Если раньше компании работали с Европой, то сейчас ориентируются, например, на Индию или Китай. Свои производители в России тоже есть, но нужно понимать, что мы все равно не можем делать абсолютно все. Как и другие страны, мы встроены в мировую экономику и на чем-то специализируемся. Сейчас мы ищем свои ниши, находим новых партнеров, которые готовы открыть свои заводы на территории России. В частности, ведутся переговоры с Индией: у одной из компаний есть интерес по открытию производства одного из видов упаковки в Башкирии.

Изменения в ассортименте продукции вряд ли произойдут. Все-таки наши предприниматели пережили и кризис 2014 года, и начало пандемии, когда разрушались торговые цепочки, и тогда решения были найдены. Поэтому даже если сейчас отдельные вопросы возникают, наш бизнес уже знает, как действовать».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах