Реконструкция вокзалов, прямое сообщение с Казанью, субсидии на грузоперевозки... На крупном международном форуме специалисты-транспортники обсудили развитие железнодорожного сообщения Башкирии.
В конце сентября в Уфе, в выставочном комплексе «ВДНХ ЭКСПО» в рамках IV Международного форума «Транспорт Урала» прошли круглые столы по теме развития пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в Башкирии. Организатором круглого стола стал филиал ОАО «РЖД» – Куйбышевская железная дорога.
Поездки с комфортом
Руководитель госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Башкирии Тимур Мухаметьянов отметил, что чёткое сообщение между различными видами транспорта имеет ключевое значение для республики. И развитие железнодорожного транспорта – безусловный приоритет. По его данным, в 2019 году пассажирооборот на общественном транспорте вырос на 2,2% – впервые с 2015 года – в том числе благодаря пригородному железнодорожному сообщению. За восемь месяцев более 2 млн пассажиров воспользовались услугами Башкирской пригородной пассажирской компании.
А в сентябре в Уфе начались перевозки по маршрутам проекта «Городская электричка». Теперь из Дёмы в Шакшу на пригородных поездах можно доехать за 21 рубль при оплате картой «Алга».
Начальник Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Олег Усанов рассказал, какие направления наиболее востребованы жителями республики. Лидируют по-прежнему перевозки на курорты Черноморского побережья – с начала года их количество увеличилось на 5%. Растёт спрос и в направлении Москвы и Санкт-Петербурга.
Приятным известием стала новость о восстановлении с декабря прямого сообщения между Уфой и Казанью. До столицы Татарстана теперь можно добраться в беспересадочных вагонах с переприцепкой в Ульяновске.
Кроме того, заботясь о пассажирах, железная дорога постоянно проводит акции: «Удачный вторник», «Счастливые каникулы», «Путешествуйте с комфортом», позволяющие экономить. С условиями подробно можно ознакомиться на сайте. С июня заработал портал «Забытые вещи». Можно зайти, оставить заявку, и работники обязательно с вами свяжутся.
Новое лицо вокзала
Актуальной темой остаётся реконструкция уфимского вокзала. Начальник Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Андрей Комаровский рассказал, что в апреле 2019 года с правительством Башкирии согласовали дорожную карту первого этапа реконструкции. Она оценивается в 1 млрд 847 млн рублей и включает в себя ремонт фасадов, залов ожидания, укрепление опорных конструкций. Срок окончания работ – 27 декабря. На втором этапе к концу 2021 года планируется удлинение тоннеля, платформ и строительство гостиницы.
В регионе запланированы масштабные строительные и ремонтные работы инфраструктуры на всех уровнях. Так, кроме столичного будут реконструированы вокзалы в Туймазах и селе Аксаково. Только на благоустройство территории в Туймазах на 2020 год заложено 5 млн рублей. Рассматривается вопрос создания транспортных пересадочных узлов на станциях Давлеканово, Иглино, Чишмы и Раевка.
Кроме того, ожидается обновление подвижного состава. Устаревшие девять электропоездов и два вагона локомотивной тяги заменят на современные рельсовые автобусы. Обсуждается и оснащение перевозок инновационными электропоездами «Ласточка».
Перевозить груз по железной дороге выгодно
Другое важное направление работы Куйбышевской железной дороги – филиала в Республике Башкортостан – грузовые перевозки. За девять месяцев 2019 года погрузка продукции, перевезённой Башкирским территориальным управлением превысила 20,7 млн тонн, что на 0,8% выше аналогичного периода прошлого года.
По словам начальника Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Игоря Хахулина, компания позиционирует себя сейчас не просто как перевозчика, а как транспортно-логистическую компанию, ориентированную на потребности клиентов и готовую оказать весь спектр сопутствующих транспортировке услуг.
«Поэтому большое внимание уделяем развитию таких услуг с использованием цифровых сервисов. Это и электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», которая два года назад началась с предложения полувагонов под погрузку, а сегодня значительно расширила круг услуг», - прокомментировал он.
Месяц назад приняты правила перевозки груза насыпью и навалом: зерно можно грузить и в большие контейнеры весом в тонну, и в полувагоны.
В Башкирии, по словам Хахулина, «очень тесно работаем» с крупными предприятиями нефтяной и газовой промышленности.
«Но поскольку Башкирия – аграрная республика, здесь актуален и вопрос перевозки зерна. Особенно в связи с рекордными урожаями 2017 и 2018 годах. Если в прошлом году наблюдался дефицит вагонов-зерновозов, то теперь предлагаем и контейнеры. А буквально месяц назад приняты правила перевозки груза насыпью и навалом: зерно можно грузить и в большие контейнеры весом в тонну, и в полувагоны. Для контейнерного поезда существует скидка с тарифа. Так, в прошлом году для элеватора в Кумертау мы открыли станцию «Ермолаево», упростив процесс погрузки продукции – растительного масла, жмыха. Чишминский маслоэкстракционный завод также пользуется нашими услугами по перевозке», - рассказал он.
Некоторая инертность сельхозпроизводителей и агротрейдеров объясняется незнанием преимуществ отправки продукции по железной дороге. Так, например, с 24 июня 2019 года введены особые условия на перевозку скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах. На эти виды груза снижены цены и ускорены сроки доставки. Для промышленных предприятий открылась хорошая перспектива перевозки товаров на контейнерных поездах со ст. Черниковка и открытой в 2017 году ст. Шакша на Дальний Восток.
Половину можно вернуть
Еще одно преимущество – до 50% затрат на доставку сельскохозяйственной и продовольственной продукции по железной дороге можно вернуть. Минсельхоз России предоставляет субсидию, Российский экспортный центр выступает агентом по приёму документов. Получить субсидию могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. Не компенсируются перевозка зерна, соевых бобов, семян рапса, подсолнечника, плоды других масличных культур. Направления поставок: КНР (в т.ч. транзитом через Казахстан), Средняя Азия, Азербайджан, Иран, Индия, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (через морские порты Приморского края), в других направлениях через морские порты Краснодарского края, Астраханской, Ростовской, Калининградской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга.
С 3 июня ведется приём заявок на программу субсидирования республиканским экспортёрам – представителям малого и среднего бизнеса – половины понесённых затрат на транспортировку несырьевых неэнергетических товаров. Например, отправка пилотных партий на сумму до 500 тыс. руб. или продукция на экспорт до миллиона рублей.
«В прошлом году экспортёры республики получили 100 млн руб. субсидий, – говорит аналитик Российского экспортного центра Рита Акчурина. – Причём, одна крупная сумма – 82,5 млн руб., другие по 6-8 млн (экспорт сахара), 500 тыс. руб. (печенье). Сейчас ещё принимаем заявки за 2019-й, выплаты – в конце года. Для грузоотправителей это существенная господдержка».
На форуме было принято несколько соглашений, реализация которых позволит вывести железнодорожные перевозки в Башкирии на новый уровень.